Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

СОРЕВНОВАНИЯ


ЕВРАЗИЯ-ТРОФИ — 2003


logo

«Я ни разу не стартовал в подобных автогонках и бесконечно счастлив, что ...» начал свое выступление на подиуме победитель «ЕврАзия - Трофи 2003» Леонид Фалкенберг, приведший свою гоночную «Тойоту» первой на финиш. Ветеран автоспорта из Челябинска не лукавил, ибо, действительно, впервые в России был реализован спортивный проект, протяженностью маршрута трофи более 1.000 километров. Неделя необычайных приключений на легковых автомобилях, в Уральских горах, вписана в историю развития Российского автоспорта, породила новую замечательную традицию в развитии отечественного автоспорта.

photo

Но обо всем по порядку.

2 августа 10 часов утра: город Пермь, Октябрьская площадь. Нарядные автомобили участников и организаторов, возбужденные лица спортсменов и провожающих. Звучит гимн, короткие слова напутствия, дается команда «по машинам» - и в путь. Первый спецучасток (СУ-1), на котором участники идут на время, был организован у отворота на поселок Вильва и соединял новую дорогу Пермь - Березники со старой, окружной, Пермь - Кунгур - Кизел - Березники, с выходом у поселка Нагорский. Здесь необходимо отметить, что в основу создания всего марофонного маршрута была заложена концепция выявления кратчайших автомобильных переходов, которые впоследствии превратятся в обычные автомагистрали и позволят людям экономить огромные материальные ресурсы, экономить время, а в целом, изменять нашу с вами жизнь в лучшую сторону. Параллельно расзматривалась задача создания автотуристического маршрута, как нового самостоятельного направления туризма в Пермской области.

Для определения места на старте участники марафона провели жеребьевку, получили от судейской бригады легенды с описанием маршрута и координатами по спутнику (система глобального позиционирования). Для пермских спортсменов правильное чтение легенды стало главной проблемой. Даже экипаж под управлением Бориса Зубова, стартовый №1, который участвовал в прокладке трассы, понадеялся на русский «авось», ехал, где дорога больше накатана, ошибся в одном из поворотов, чем удлинил себе маршрут на целых 38 километров и потерял драгоценные минуты и секунды на финише.

photo

Та же ошибка в чтении легенды привела к опрокидыванию автомобиля. Экипаж №7 команды «ВИЛС» Глеб Даниелян - Владимир Турышев, идя по трассе в раллийном классическом стиле, в постоянном управляемом боковом заносе, ошибся в чтении легенды и уперся в тупиковый поселок Парма. Путем опроса местного населения выявляет свою ошибку, разворачивает автомобиль в обратную сторону и увеличивает скорость. В результате, в закрытом повороте выходит лоб в лоб с судейским «Уралом», который, в свою очередь, также только что проскочил коварный поворот. Чтобы уйти от столкновения, Глеб Даниелян принимает резко вправо, перелетает кювет и ложится крышей боевого «УАЗа» на дерево. В результате, смята крыша, ушла боковая стойка, оторван багажник, разбита люстра - дополнительная оптика на крыше, скривила рожу рамка ветрового стекла, но само стекло, выскочив из уплотнения, чудом удержалось на резинке-уплотнителе.

 

На этом приключения пермских спортсменов не закончились. «УАЗ» №5 Константин Щербина - Александр Постаногов, команды «Телеком Плюс», был точен в ориентировании, (Чемпионы Челябинского джип-фестиваля «ЗАХА-2003») так разогнал свой автомобиль, что, пропустив на очередном спуске маленькую промоину, приняв ее за тень от солнца, совершил такой прыжок, что на приземлении передний мост «УАЗика» развалился пополам. Масло выскочило наружу, а шестерни переднего дифференциала оказались «на улице». В результате экипаж на трое суток выпал из гонки и догнал пелетон только в Чердыни, когда гонка находилась в завершающей фазе.

Первым на финише СУ-1 был Леонид Фалкенберг из Челябинска на «Тойоте» (стартовый №9), который спортивным результатом и на словах подтвердил высокое качество подготовленной легенды маршрута. Свою подготовку к старту, Леонид начал сразу, как получил на руки легенду, и первым делом ввел координаты контрольных точек в свой ВР5. В гонке уже сам прибор навигации вел спортсменов по маршруту и возможность ошибки экипажа сводилась к минимуму. Вторым на финише был Дмитрий Минин из Екатеринбурга на «УАЗе» (стартовый №2). Он уступил лидеру менее 6 минут.

photo

Второй спецучасток СУ-2 первого дня соревнований включал переход из поселка Северный Коспашский до поселка Большая Ослянка. Участок длиною 50 километров твердой горной трассы. Этот участок был выбран неслучайно. Гора Ослянка, у подножья которой расположен поселок, предложена группой пермских спортсменов-энтузиастов для организации и проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. Со вторым спецучастком (СУ-2) участники справились достойно, а вот у организаторов произошли пару курьезов. После прохождения последнего брода, при подъеме на крутой берег, как
бритвой, срезало колесные шпильки заднего колеса у судейского «ГАЗ-69», а «Урал-вахтовка», торгового дома «Урал-Пермь», засел передним и задним свесами на берегах горной реки. В предгорье Уральского хребта, там где мосты разрушены или сожжены, и реки приходится проходить исключительно вброд, вездеход 6х6 оказался в беспомощном состоянии.

Пришлось судейской бригаде мостить дорогу, подкладывая камни под висящие в воздухе колеса - только таким образом удалось «снять с мели» грозную технику и продолжить движение. Закончился первый день соревнований, участники марафона прибыли на берег реки Косьва и разбили бивуак. Во время ужина разгоряченные спортсмены наперебой рассказывали о своих приключениях. Глеб Даниелян сказал, что «по физическим нагрузкам первого дня гонки - большой теннис просто отдыхает».

Завтра в 8.00 подъем. В 10.00 - старт. СУ-3 дорога на поселок Кытлым, через Уральский хребет.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Наступил день супертрофи - апогей всего марафона. В 9-00 судейская команда и обоз обеспечения отправилась в путь неизведанным маршрутом вниз о течению реки Большая Лямпа (в переводе с Коми - лыжа), далее после слияния с рекой Улс вдоль по Улсу до места впадения правого притока реки Кутим. В итоге - 40 километров по перекатам, огромным камням и каменистым осыпям вдоль по руслу горных рек. Годом ранее этот способ продвижения по тайге обсуждался джиперами, но короткая разведка выявила на реке большие завалы древесины и от идеи отказались. Сейчас же, общая экипировка, избыточное количество грубой мужской силы, низкий уровень воды в реках, вполне позволял идти на машинах вдоль рек по течению.

photo

«Урал-вахтовка», КамАЗ, ТОЙОТА и ГАЗ-69 бросили вызов тайге - пошли к Кутиму. До слияния Большой Лямпы с Улсом все шло удачно. От сравнительно легкого продвижения вперед участниками похода овладела эйфория. Наказание насту, лило незамедлительно.
Коварный Улс прочно «приковал» большими подводными камнями легковые машины и забортная вода быстро наполнила салоны джипов до уровня панелей приборов. Ситуация осложнилась при вытаскивании на сухое место ГАЗ-69. Лопасть вентилятора дотянулась до радиатора и перебила пять трубок. Пришлось принимать альтернативное решение ограниченным составом предпринять быстрый сплав на надувной лодке к финишу скоростного участка. Хочу отметить, что такое развитие событий просчитывалось заранее и сейчас тот случай настал. Предстояло втроем прогрести вниз по течению 28 километров по незнакомому Улсу и принять финиш у правого притока Улса реки Кутим.

Тем временем среди участников соревнований разворачивалась нешуточная борьба. Лидеры Леонид Фалкенберг из Челябинска и Дмитрий Минин из Екатеринбурга со старта взяли высокий темп и прошли знакомые им по «Урал трофи-2003» 40 километров спецучастка за два часа. Месяцем раньше он был включен в маршрут Свердловского «Урал трофи 2003». Три недели сухой погоды, так же способствовали быстрому прохождению спецучастка. По своему интересная борьба развернулась между экипажами Олега Майорова (Тоуота ст. №8) из Екатеринбурга и Сергея Кулипина (УАЗ-469 ст. №2) из Перми. Олег в прошлом году разведал этот участок и со старта взвинтил темп гонки. Быстро догнал УАЗ Сергея. Однако, колея и узкие проходы между деревьями не позволяли совершить обгон. В свою очередь, Сергей Кулипин заметил преследователя и попытался уйти в отрыв. На одном из склонов Уральского хребта Сергей ошибается в управлении автомобиля и его УАЗ медленно ложится на бок. Далее следует привести рассказ преследователя - Олега Майорова. «На склоне УАЗик медленно заваливается на бок и ложится на склон. В этот момент из бокового окна выставляются обе ноги штурмана Сергея Белого, упираются в склон и машина вновь становится на четыре колеса. Такое ШОУ надо видеть!!!».

У остальных участников дела шли более прозаично. Молодые и задорные на старте «Коммерсанты» (УАЗ-469, ст. №3), хлебнув лиха в чаче десяти рукавов реки Большая Лямпа загрустили, но подоспели «Амкаровцы» на ГАЗ-69 (ст. № 4) и двигаясь в паре и поочередно прибегая к помощи «Уралу-технички», продолжали идти вперед. Не обошли стороной приключения Бориса Зыкова (УАЗ ст. №1). За три километра до финиша на его
машине распряглась знакомая рулевая тяга и ремонтировать машину пришлось в болоте. На финиш Борис заехал пятым. После его финиша вышел на связь и вскоре подошел обоз сопровождения. Вновь бури эмоций и все узнают, как чинили судейский ГАЗ-69, как протаскивали с заглушенным мотором и «задраенными» окнами по сверхглубоким местам на «галстуке» ТОУОТу, как усадив на крылья «Урала-вахтовки» двух лоцманов, предварительно привязав их к машине веревкой, искали форватер на реке и как Костик-катастрофа (медбрат экспедиции) пешком вдоль и поперек обследовал русло реки. Все экипажи успели засветло прибыть на бивуак и лагерь медленно начал отходить ко сну. Не было с нами только судейского УАЗа Олега Бусыгина и Нивы Шуракова Алексея. Они двигались в поселок Золотанка окружным путем, где соединятся со всеми завтра.

Юрий ГЛУХИХ, главный судья соревнований . Журнал "Авто вентура".

назад

 
на главную
  вверх