Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

СОРЕВНОВАНИЯ


КУБОК «СУПЕРСТРОЯ» — 2004



Фоторепортаж

УРАЛЬСКИЕ ПЕЛЬМЕНИ

Как приготовить пельмени? Нужно взять хороший фарш, облепить его хорошим тестом и бросить в кипящую воду. И прошу заметить — хорошие пельмени не развалятся. А как провести экстремальный трофи-рейд? Нужно взять сотню крепких ребят, поместить их в подготовленные автомобили, облепить болотной жижей и бросить в бурлящий котел 24-часовой гонки. Кто не развалится, тот и может считаться настоящим уральским пельменем.

То, что трофи-рейды становятся настоящим спортом, лучше всего понимаешь перед началом соревнований. До старта еще сутки, а в закрытом парке рычат моторы большегрузных «КамАЗов», из кузовов которых бодро выползают на свет божий боевые машины. Чтобы попасть сюда, на стоянку за воротами турбазы «Хрустальная» всего в получасе езды от Екатеринбурга, они проделали долгий путь из Москвы, Твери, Челябинска, Перми, Тюмени... Наверное, в дороге они дремали под тентами полуприцепов. Ведь машины не могут волноваться. Они не чувствуют ни страха, ни спортивного азарта. Они просто едут туда, куда направляет их рука пилота. Впрочем, перед тем как выйти на старт, им еще предстояло пройти через горнило технической инспекции.

Мне доводилось видеть множество технических инспекций на соревнованиях самого разного уровня. Большинство из них проходило по схеме, описанной у Гашека в «Похождениях бравого солдата Швейка». Помните? «...Наверху, в больничных палатах, комиссия истребляла симулянтов. Из семидесяти пациентов уцелело только двое. Один — у которого нога была оторвана гранатой, а другой — с настоящей костоедой. Только эти двое не услышали слова tauglich («годен»). Все остальные, в том числе и трое умирающих чахоточных, были признаны годными для фронта». Но в этом году комиссары РАФ взялись за дело по-настоящему. И самым большим камнем преткновения стали каркасы безопасности. С этого года они являются обязательными. Дотошные инспекторы строго проверяли соответствие каркасов требованиям КиТТ и... в двух случаях из трех не допускали машину до соревнований.

К такому джиперская вольница не привыкла. Было много нервов, споров и даже крика. Но заканчивалось все одинаково — экипаж за ночь неусыпного труда делал то, что возможно было сделать в полевых условиях. Каждый допущенный автомобиль получил карнет — что-то вроде небольшого блокнота из цветной бумаги на двухметровом шнуре. Дело в том, что в сущности «Кубок Суперстроя» представляет собой GPS-ориентирование. Где-то в лесу, в самом сердце уральских болот, к стволам деревьев прибиты компостеры. Мало того, что участникам предстоит их найти, так ведь нужно еще и подвести свою машину так, чтобы шнур с карнетом дотянулся до компостера. С организаторов гонки это снимает половину головной боли. Компостеры — зверьки железные, им есть и спать не надо, в отличие от судей на КП.

Безусловно, к находкам уральцев можно отнести и саму процедуру старта. Всю трассу гонки поделили на два этапа. Реестр точек второго этапа экипажам раздали заранее — ведь все равно стартовать на него можно было, только пройдя первый. А вот с реестром точек на первый участок (ДСУ) организаторы устроили целое действо. Штурманов собрали в отдельном «загончике» из лент и вручили запечатанные конверты с заветными координатами. Ровно в полдень судья взмахнул стартовым флагом — все, джентльмены, вскрывайте конверты, заводите моторы и езжайте куда хотите! Я приник к видоискателю фотоаппарата в ожидании, что штурманы бегом кинутся к своим машинам. Черта с два! Практически все направились на воссоединение с пилотами неторопливо, и лишь пара особенно нетерпеливых водителей квадро-циклов включила вторую скорость и пробежалась легкой трусцой.

Но вот справился с вводом данных первый участник, заворчала дизелем и скрылась в лесу Toyota. Пора было и нам. Вместе с руководителем гонки Олегом Майоровым и наблюдателями РАФ мы отправились на самую дальнюю точку. Ехали довольно долго, но прибыли как раз вовремя: в болоте ворчал дизель и повизгивала лебедка. Вообще-то точка находилась в заросшем леском болоте (на Урале такие называют сограми), метрах в ста от просеки ЛЭП. Ожидалось, что именно от ЛЭП спортсмены и будут пробираться на рандеву с одиноким компостером. Но наш джипер легких путей не ищет! Из болота бодро выползла челябинская Toyota «семидесятка» с Леонидом Фалкенбергом за рулем. Оказывается, ребята вышли на болото с другой его стороны и прошли по нему больше двух километров.

Я с удовольствием наблюдал, как ловко уральский экипаж наловчился справляться с коварной согрой. Грамотный болотный пилот никогда не буксует. Чуть ухнуло колесико в ямку — сразу в дело идет лебедка, а если надо, то и хай-джек с сэнд-траками. Подвинчевался на полметра — и поехал аккуратненько дальше. Тем временем на просеке становилось оживленно. Вот подъехал Борис Гадасин, за ним — семейный экипаж Виктора и Марины Беликовых, далее — стайка квадроциклов, и опять несколько внедорожников. В таких ситуациях особенно видна разница в классе подготовки. Вот едет кто-то из группы лидеров. Идет почти как по асфальту: винчуется мало, да и штурману почти не приходится выходить из кабины. А вот движется какой-нибудь менее опытный экипаж. Как известно, нажатие на педаль газа дает зубастым Bogger команду: «Копать здесь!» Они и копают. После чего измазанный, как подсвинок, штурман пытается найти достаточно прочную точку опоры для лебедочного троса...


Вечерело. Пора было двигаться на старт СУ. На старте нам сообщили, что финишируют довольно вяло. Например, в ТРЗ собрать все девять точек и уложиться в контрольное время удалось только семейному экипажу Воликовых на Land Rover Defender, a в ТР2 — екатеринбуржским экипажам Олега Эйсмонта и Вячеслава Филиппенкова. Но впереди была ночь, а ночью, как известно, все кошки серы. В темноте сложно рассмотреть коварное «окошко» в болоте, увидеть пенек, на который машина усядется раздаточной коробкой. Ночью штурман легко может пробежать в метре от правильных «объездных ворот» между деревьями и не увидеть их. Плюс начинает накапливаться усталость, ведь позади двенадцать часов тяжелой работы. Результатом этого стало то, что буквально в километре от стартовых ворот создалась настоящая пробка. Не слишком уж большое болотце на просеке стало серьезным препятствием для многих экипажей, хотя лидеры гонки скорее всего его просто не заметили. Для некоторых, в том числе и для экипажа единственной участвующей в соревновании «Нивы», на этом участке гонка закончилась. Но самые сложные препятствия ждали перед финишем. Впрочем, пора вернуться на поляну базового лагеря и дать слово самим участникам, пока они не рухнули от усталости на траву прямо около облепленных торфом боевых машин.

Владимир Масютин, экипаж №35, Москва:

— Люди после 15 часов езды попадают на это болото, и оно их убивает окончательно. Но мы все же доехали. Ночью чинились. Словом, скоротали ночку. Потом вроде все хорошо пошло. Я был уверен, что мы часов в 9 —10 утра финишируем. И за пятьсот метров до финиша — такая засада. Трасса в общем интересная, но последний участок — убийственный.

Андрей Стихии, экипаж №31, Екатеринбург:

— Проехали просто отвратительно, хуже в жизни ничего не было. Когда торф через окна льется, конечно, утопнешь. Вот и утопли. Лебедку сожгли... Пермяки, молодцы, помогли нам — за каркас безопасности вытянули, как краном. Конечно, своим результатом я не доволен.

Сергей Наугольных, экипаж №39, Пермь:

— Мы на таких серьезных соревнованиях первый раз. Впечатлений, конечно, масса. Машина наша, как ни странно, довольно удачной оказалась. А трасса... Если ее по 10-балльной шкале оценивать, так по мне это 12. Страшно было смотреть на то, где мы ехали. Не верилось, что это в принципе возможно.

Владимир Конодо, экипаж №25, Москва:

— Природа-мать почему-то не хотела, чтобы мы проехали, всячески держала, хватала и не отпускала. Мы вырвались, конечно, из ее цепких лап, но вчерашний день прошел мимо. Стартовали, сразу обошли экипажей пятнадцать, потому что многие плохо ехали ночью, а у нас все получалось. И на ровном месте, в детской ситуации, полуось сказала «Дзынь!». На этом гонка закончилась. А общее впечатление от соревнований очень хорошее, хотя, похоже, перетяжелили слегка. Ну а за уральцев я искренне рад.

Борис Гадасин, экипаж №20, Санкт-Петербург:

— Трассы понравились очень. Но количество финишировавших говорит о том, что либо участники пока не готовы к подобным препятствиям, либо трассы действительно предельно экстремальны. Но чемпионат России и должен быть сложным. Начали гонку мы хорошо. Машина шла нормально, что удивительно для автомобиля, собранного буквально за пять минут до старта. Но в конце подшипник переднего редуктора рассыпался и передний мост заклинило. Все... Пришлось прогуляться десять километров. По чемпионату у нас пока ничего не потеряно, но теперь, как и в прошлом году, у нас впереди четыре этапа, и все четыре зачетные.

Леонид Фалькенберг, экипаж №13, Челябинск:

— Мы пятыми стартовали, пятыми и шли. Затем обогнали москвичей, а потом сломали ШРУС. На ремонт ушло больше двух часов ночного времени, так что штурман хоть поспал немного. Кстати, ночью комаров не было! Но если к пяти утра не успеешь поменять гранату, они тебя точно сожрут. А еще у нас случай был на болоте. Мы так увлеклись, что проскочили точку, и, главное, винчевались за то самое дерево с компостером! И вот тут-то мы впервые задней лебедочкой и воспользовались!

Вадим Макаров, экипаж №42, Екатеринбург:

— Трасса была хорошая, но уже не спортивная, а чисто экстремальная... А она должна дать возможность показать искусство вождения в разных условиях, а в конце ощущение, что ты ее покорил. И заканчивать трассу должны не две машины.

Все утро понедельника в лесу урчали моторы и лязгали гусеницы вездеходов. Это спасательная команда из Челябинска извлекала из болотного плена бойцов, не выдержавших сражения с уральской природой. К пяти часам дня последний «сиделец» был благополучно доставлен в базовый лагерь. Вот такой он получился, «Кубок Суперстроя» — экстремально тяжелый, но все-таки очень интересный.

Андрей СУДЬБИН. Журнал "4х4 Club" №7, 2004 г.

 
на главную
  вверх