Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

НОВОСТИ


БАБИНОВСКИЙ ТРАКТ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ТАК РЯДОМ


Архивное фото 1996 г.

Давным-давно. Еще в те стародавние времена, когда у нас не было внедорожников. Несколько горячих голов на обычных легковых автомобилях пытались найти дорогу от Яйвы на Конжаковский камень. На карте же есть говорили они, значит можно проехать. Нет, твердили геологи, повстречавшиеся им на пути, нет уже этой дороги, все заросло мелколесьем. И запало этим горячим головам надолго…. Не может, говорят такого быть, чтобы не проехать, коли есть на карте дорога. Потом появились у них внедорожники. Потом появился Пермский внедорожный клуб…. А в голове то сидит, свербит так сказать и душа то мается. Уж и так съездили, уж и эдак на Конжак, а этой дорогой ну никак не доведется. И уж потом стало им известно, какой дорогой то они хотели проехать. Бабиновской…. Покопались в интернете, Послушали людей умных. Посоветовались с товарищами. По сусекам поскребли. Нарисовали что-то себе на карте. И… настал день когда они собрались и поехали той дорогой.

До первой стоянки добирались, кто во сколько смог. Рабочая неделя заканчивалась и после того как управились со всеми делами, двинулись через привычные городские пробки в путь. По дороге развлекались, как могли. На одной из "зеленых" стоянок учили соловья художественному свисту. Задавали свистом ритм, а он повторял. Настроение от преподавательского таланта только повышалось. Долго ли коротко ли ехали но все же с небольшими приключениями связанными с поиском автосервиса в Березниках добрались на место.

Ночь на берегу горной реки, под шум переката. Большая поляна. Тут те и сплавшики на катамаранах, тут и джиперы. В общем, все перемешалось. А ночи то в наших горах в это время светлые такие, хоть до утра сиди, не поймешь то ли вечер, то ли ночь.

***
Река ЧАНЬВА. Происходит от коми слова "чань" - жеребенок, для географических названий это означает - резвый, быстрый. Таким образом, Чаньва - "резвая речка" или "быстрая река". В прибрежных скалах и скалах-останцах в лесу есть много пещер, как известных, так и неизвестных. Недаром Чаньву называют "пещерной рекой". Наиболее известная пещера Копижная (Чаньвинская, Вогульская, Вогульское Капище) расположена в 700м выше устья Копюшки, среди леса в скалах из голубого известняка. На протяжении многих веков, вплоть до середины XIX века, местные племена вогулы (манси) справляли в пещере древнеязыческие обряды, связанные с жертвоприношениями духам-предкам. Предметами жертвоприношений служили как животные, так и разные вещи: шкурки соболей, стрелы, украшения, одежда.
Впервые о Чаньвинской пещере рассказал в своих заметках академик И. И. Лепёхин. В пещере он не был, но со слов местных жителей записал, что "есть пещера на Ценьве (Чаньве)", которая "завалена оленьими и сохатыми костями", и что "в сей пещере можно увидеть утлые деревянные болваны", которые изображали духов-предков. В дальнейшем идолы были сожжены православным священником из села Верх-Яйва, и вогулы перенесли место жертвоприношений. В конце XIX века ученый-краевед С. И. Сергеев [163] произвел в пещере раскопки. На глубине 2м было найдено множество предметов религии, украшения, оружие, домашняя утварь и монеты X-XI веков. В XX веке археологами установлено, что пещера служила священным капищем еще во времена верхнего палеолита. Под слоем древнего огнища, обнаруженного С. И. Сергеевым, найдено второе огнище (2-метровый слой золы) и в нем - предметы эпохи новокаменного века.
***

Возможно, именно от этой пещеры Артемий Бабинов впоследствии выследил тропу, по которой приходили из-за Урала племена вогулов, а потом 49 человек за два года построили дорогу, проложив несколько десятков настилов и гатей, построив 9 мостов через реки. Общая длина дороги более 270 верст (300 км). В общем в думах о прошлом коротали ночь у костра. Утром сбор, построение вместе с автомобилями на мосту через реку. Фото на память и в путь. Через Скопкортную, п. Чикман, далее на урочище Молчан. Небольшая остановка. На карте есть пещера недалеко от дороги решили посмотреть. Поставили отметку на GPS навигаторе и вперед пешком через валежник небольшое болото, просеки. Пришли на точку никакой пещеры там естественно не нашли. Постояли, перекурили, посмеялись и обратно на дорогу…. Прогулка по дикому лесу, что может быть лучше….

Снова в путь урочище Молчан. Спрашиваем у сторожа дорогу на В. Косьву. Здесь говорит дороги нет, на днях 66-й засадили, есть немного повыше через гору. Там проложена гать для уралов. Не поверили, проехали еще немного вперед действительно, развороченная дорога идет куда-то в лес рядом с ЛЭП. Попробовали по ней проехать. За два часа проехали не больше 500 метров, а по GPS около 12 км поняли, что дальше не проехать вернулись обратно. Выехав на дорогу поехали через гору как сказал сторож. Выехали на просеку. Дорога в одну колею сыроватая, но проходимая даже на простой буханке. Несколько раз лебедились и к ночи выехали на В. Косьву.

Бабиновский участок пройден, решили сделать дневку (выходные все-таки). Раз дневка значит в живописном месте. Доехали часам к трем ночи до Усть-Тыпыла. Перебрались на другой берег и на горе поставили лагерь. Точнее не поставили, а быстро слепили, как могли палатки кто, где и спать. Всю ночь и утро лил дождь. В перерывах установили тент. Днем дождь прекратился. Немного раздуло, появились великолепные виды. Чердынский камень во всей красе. Солнце.
Вечером походная баня, а на утро проснулись от сильного ветра. Сумашедшие порывы гнули палатки к земле. По быстрому собрались и в путь. Но не тут то было.

***
Тыпыл - горная река. Широкая, но мелкая, от небольшого дождя быстро прибывает. Поэтому по возможности не откладывайте переправу до следующего дня.
***

Дожди в горах сделали свое дело. Река Тыпыл поднялась "по гланды". Приняли решение ехать через Кытлым по асфальту. Сказано сделано. Приехали в Кытлым, бензина на некоторых автомобилях не много, доехать бы до заправки. Спрашиваем про ближайшую заправку, - находится в Карпинске. До него 50 км. Спросили не понял у кого, не понял, как, но появилась идея сократить маршрут и ехать не через Карпинск, Серов, а сразу выехать на Лобву. Говорят, сокращаем километров 200. Идея всем понравилась. Расспросили поподробнее о дороге у местных, они нам рукой махнули, мол, ехать туда надо через перевал, только там говорят лесовозы ходили и дорогу разбили. Ну, мы все равно решили посмотреть на нее и вперед по лесной дороге, через горы…

Дорога оказалась очень даже ничего. На удивление твердая такая, по ней ручьи бегут и небольшие речки. Так потихоньку-потихоньку и добрались до лесного перекрестка на Лобву и на Павду. До Лобвы еще километров 80, а до Павды 11 км по лесу. Решили до Павды, там и заправимся. Выехав в Павду, узнаем, что до ближайшей заправки 120 км. По лицам экспедиционеров прошла легкая улыбка. Мол, все приехали… Быстро нашли местного "нефтяного магната", прикупили у него бензин и отправились дальше. Бабиновский тракт продолжается, только уже по асфальту через Караул в Верхотурье. На перекрестке у Верхотурья остановились. Бабиновский тракт с небольшими объездами можно сказать пройден. До Перми осталось где-то 400 км. Далее с небольшой остановкой у стелы Европа-Азия шли колонной домой.

P.S.
На обратной дороге в Пермь в уме где-то опять сидела мысль о том, что можно было бы от Павды проехать прямо на Качканар, напрямик по лесным дорогам, по GPS показывало около 50 км. Потом далее по старой Качканарской дороге до Теплой горы, но это уже будет совсем другая история. Новая тема для экспедиции…

 

О.Б. 16.06.2010

 

 

 
на главную
  вверх