ЭКСПЕДИЦИЯ "ПЕРМЬ-КОНЖАК-ПЕРМЬ": АВТОПОЕЗД
ОТПРАВЛЯЕТСЯ
С 11 по 15 июня состоится экспедиция по маршруту Пермь - Кизел
- В.Косьва - Тыпыл - Кытлым - Конжаковский камень - Пермь. Немного
по асфальту (220 км), немного по бездорожью (150 км - "фронтовые
дороги", сломанные мосты, вымоины, броды, уральские горы
и многое другое) и участники экспедиции в одном из красивейших
мест Урала - г. Конжаковский камень
***
Конжаковский камень - гора в северной части Среднего Урала,
на территории Свердловской области (Россия). Одна из высочайших
вершин Уральских гор (1 569 м). В нижней части склоны покрыты
хвойными лесами, а с высоты 900-1000 м - горной тундрой и каменными
россыпями.
(информация к размышлению от уфологов Урала - группа Сталкер)
Существует легенда, что где-то в районе Конжака по берегам речек
живут скрывающиеся от посторонних людских глаз отшельники, которые
иногда крадут молодых девушек, чтобы продолжать свой род. На перевале
между Трапецией и Северным Иовом туристы, находившиеся в полном
здравии, замечали "бегающие" туда-сюда яркие зеленые
огоньки. Причем создавалось впечатление, что они реагировали на
вспышки фотоаппаратов туристов. Перемещались они с большой скоростью,
поэтому то, что это были не люди - однозначно. В Иовском провале
люди испытывают неприятные ощущения - необъяснимую тревогу, кошмары
по ночам и т.п.
(Еще информация к размышлению от уфологов Урала - группа Сталкер)
Косьвинский камень - горный массив близ посёлка Кытлым, имеющий
высоту 1519 метров. По просочившейся в печать информации известно,
что военные проложили в горе тоннель в обстановке секретности.
Построили там какой-то подземный объект. Местные говорят, что
они "всю Косьву просверлили насквозь - здесь что-то вроде
пункта связи". Чувствуется, обосновались военные надолго:
участок обнесён колючей проволокой, рядом разбит строительный
лагерь, в карьер отворачивает забетонированная дорога, имеется
шлагбаум, полузаброшенные ангары, бак огромных размеров и бетонный
вход в тоннель у подножья. Кругом понаставлены фонарные столбы,
а машины защитного цвета часто проносятся по автодороге... Наиболее
фанатичные уфологи, естественно, считают, что это связано с НЛО.
Мы же на инопланетянах не помешаны и такого мнения не придерживаемся.
Но что там делают военные - интересно.
***
Но это будет только 13-14 июля, а впереди участников экспедиции
ждет одно из первых поселений на территории Кизеловского района
п. Верхняя Косьва:
***
Поселок возник из деревни, которая была основана в связи с постройкой
Государевой дороги в Сибирь (Бабиновская дорога) в 1596 году.
Это была единственная дорога между Европой и Азией в течении 200
лет, то есть до 1783 года, когда был проведен Сибирский тракт
из Перми через Кунгур и на Екатеринбург. Из поселка хорошо виден
конусообразный камень Острый. А за ним Чердынский камень. Ныне
данное поселение нежилое.
***
Далее участников ждет п. Усть-Тыпыл находящийся практически на
границе Свердловской области и Пермского края в устье реки Тыпыл,
при впадении её в Косьву, и соответственно от этой реки берущий
своё название.
***
Уникальность данного населённого пункта заключается в том, что
территориально он относится не к Кизеловскому району, но непосредственно
связан именно с ним. Хотя административно этот населенный пункт
относился к Карпинскому району Свердловской области, обитатели
его были прописаны в Кизеловском районе Пермской области. Долгие
годы в нём на вольном поселении жили бывшие зэки. Они составляли
основное население Усть-Тыпыла.
Сейчас это нежилой посёлок. И по официальным данным население
постепенно покинуло Усть-Тыпыл. В народе ходит множество легенд
об обитателях посёлка и о Старике, якобы живущем там. На самом
деле, это лесник, и он не живёт в посёлке. Усть-Тыпыл на самом
деле был отселён в принудительном порядке и сейчас там никого
не живёт.
Это был довольно большой посёлок, а теперь лишь руины, причём
дома были, действительно покинуты организованно: кое-где среди
комнат стояли пустые коробки - весь скарб уместили в другие и
эти коробки остались ненужными. В домах разрушены целенаправленно
крыши и печи, чтобы никто не смог тут жить...
***
Еще несколько десятков километров и экспедиция прибудет в одно
из уникальных мест Урала п. Кытлым:
***
Кытлым по-вотяцки значит котел. Он и есть котел, большая горная
чаша, поставленная в вечные снега. Облака перелезают через его
зубчатые стены, оставляя на них клочья своих пенистых, пышно взбитых
подолов".
Так в начале 20-х годов писала Лариса Рейснер, журналистка рискнувшая
забраться далеко в глубь страны, на Урал, в таежные дебри, к подножию
Конжака:
Конжак - гора суровая, даже жестокая - к тому, кто вздумает не
подчиниться ее законам. Не менее жестокий ее конкурент - тайга.
Попробуй, ступи хоть на несколько шагов в сторону от известных
маршрутов - там, в тайге, и останешься. Недели на три - пока охотники
не найдут.
Это сейчас. А в 20-е годы здесь еще и постреливали (впрочем, никто
не дает гарантий, что и сегодня этого не делают). Однако Рейснер-то
мужества было не занимать - недаром стала прообразом главной героини
в "Оптимистической трагедии". Об'ехала весь Северный
Урал и создала серию очерков под общим названием "Уголь,
железо и живые люди". Зачем это было нужно? А затем, надо
полагать, что уже тогда, "на заре Советской власти",
были в стране люди, которые понимали величие и значение таких,
вроде бы забытых Богом уголков, как Кытлым, Лысьва, Тылай, и многих,
многих других - на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Европа-то
наша - хоть и расейская, но все же не Тмутаракань, а Европа, и
нет там таких мест, где не ступала нога человека. А здесь, на
Северном Урале, есть.
Это уникальные места. И Кытлым, может быть, - самое уникальное
из них. В начале века пять драг (все принадлежали иностранным
компаниям) перевалили Кытлымский перевал. "Их везли медвежьими
тропами, - пишет Лариса Рейснер, - и железные фургоны на каждом
шагу проваливались в трясину..." Затем Кытлым, отгороженный
от мира подоблачными горами, лесистый, болотный, трущобный Кытлым,
потряс мир славой своих платиновых месторождений. Апогея своего
добыча белого золота достигла в годы, предшествующие войне, -
1912-1914-е. "Буквально на кытлымские миллионы и миллиарды
подготовлялась первая мировая война". Однако "Россия
в те годы уже была заражена ядом более сильным. На первых драгах...
работали, строили и учились будущие кытлымские партизаны, комиссары
и хозяйственники".
"До сих пор иностранцы не могут забыть 1917 года, - продолжает
Рейснер. - Такие прибыли! Такие перспективы! И вдруг всему конец".
В декабре 1918-го в Кытлым пришли белые. Рабочим, осмелившимся
лишить "кучку иностранных проходимцев", преподали жестокий
урок: расстреляли 25 человек. "Видя такие расправы, народ
приисковый озлобился и поднялся уходить. Тронулись целые горные
села с детьми, скотом, несмотря на лютый мороз. Тогда-то геолог
Дитковский и создал свой отряд особого назначения. Правда, ребята
у него были рылокрылы: на все войско десять винтовок... Черные
все и страшные. Живое мясо, а не солдаты".
Однако "через год республика заняла Кытлымский прииск".
***
Далее …. А вот что было далее, мы расскажем, когда приедем в Пермь.
Итак, наш автопоезд уже стоит на запасном пути и готов к отправке,
желающим прицепиться к головному вагону просьба, зарегистрироваться
для участия в экспедиции по E-mail: off-road.perm@inbox.ru
О.Б.
Список обязательного снаряжения
- Палатка
- Туристический коврик
- Спальные мешки
- Костровое снаряжение
- Веревку (трос) - для вытягивания автомобилей (чем длиннее, тем
лучше)
- Запас продуктов на 5-е суток
- Запас хорошего настроения на 5-е суток
Список рекомендуемого снаряжения
- Непромокаемый костюм штурмана (у кого есть)
- Резиновую лодку (если есть)
- Запасную одежду (на случай если …)
- Фотоаппарат (если…).
Форма заявки (анкета участника)
здесь
|
|
Усть-Тыпыл
|
|
|
Усть-Тыпыл
|
|
|
Драга в пос. Кытлым
|
|
|
Конжаковский камень. Фото Д. В. Антонова
|
|