Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

НОВОСТИ


ЭКСПЕДИЦИЯ "ПЕРМЬ-КОНЖАК-ПЕРМЬ": АВТОПОЕЗД ОТПРАВЛЯЕТСЯ

С 11 по 15 июня состоится экспедиция по маршруту Пермь - Кизел - В.Косьва - Тыпыл - Кытлым - Конжаковский камень - Пермь. Немного по асфальту (220 км), немного по бездорожью (150 км - "фронтовые дороги", сломанные мосты, вымоины, броды, уральские горы и многое другое) и участники экспедиции в одном из красивейших мест Урала - г. Конжаковский камень

***
Конжаковский камень - гора в северной части Среднего Урала, на территории Свердловской области (Россия). Одна из высочайших вершин Уральских гор (1 569 м). В нижней части склоны покрыты хвойными лесами, а с высоты 900-1000 м - горной тундрой и каменными россыпями.

(информация к размышлению от уфологов Урала - группа Сталкер)

Существует легенда, что где-то в районе Конжака по берегам речек живут скрывающиеся от посторонних людских глаз отшельники, которые иногда крадут молодых девушек, чтобы продолжать свой род. На перевале между Трапецией и Северным Иовом туристы, находившиеся в полном здравии, замечали "бегающие" туда-сюда яркие зеленые огоньки. Причем создавалось впечатление, что они реагировали на вспышки фотоаппаратов туристов. Перемещались они с большой скоростью, поэтому то, что это были не люди - однозначно. В Иовском провале люди испытывают неприятные ощущения - необъяснимую тревогу, кошмары по ночам и т.п.

(Еще информация к размышлению от уфологов Урала - группа Сталкер)

Косьвинский камень - горный массив близ посёлка Кытлым, имеющий высоту 1519 метров. По просочившейся в печать информации известно, что военные проложили в горе тоннель в обстановке секретности. Построили там какой-то подземный объект. Местные говорят, что они "всю Косьву просверлили насквозь - здесь что-то вроде пункта связи". Чувствуется, обосновались военные надолго: участок обнесён колючей проволокой, рядом разбит строительный лагерь, в карьер отворачивает забетонированная дорога, имеется шлагбаум, полузаброшенные ангары, бак огромных размеров и бетонный вход в тоннель у подножья. Кругом понаставлены фонарные столбы, а машины защитного цвета часто проносятся по автодороге... Наиболее фанатичные уфологи, естественно, считают, что это связано с НЛО. Мы же на инопланетянах не помешаны и такого мнения не придерживаемся. Но что там делают военные - интересно.


***
Но это будет только 13-14 июля, а впереди участников экспедиции ждет одно из первых поселений на территории Кизеловского района п. Верхняя Косьва:

***
Поселок возник из деревни, которая была основана в связи с постройкой Государевой дороги в Сибирь (Бабиновская дорога) в 1596 году. Это была единственная дорога между Европой и Азией в течении 200 лет, то есть до 1783 года, когда был проведен Сибирский тракт из Перми через Кунгур и на Екатеринбург. Из поселка хорошо виден конусообразный камень Острый. А за ним Чердынский камень. Ныне данное поселение нежилое.

***
Далее участников ждет п. Усть-Тыпыл находящийся практически на границе Свердловской области и Пермского края в устье реки Тыпыл, при впадении её в Косьву, и соответственно от этой реки берущий своё название.

***
Уникальность данного населённого пункта заключается в том, что территориально он относится не к Кизеловскому району, но непосредственно связан именно с ним. Хотя административно этот населенный пункт относился к Карпинскому району Свердловской области, обитатели его были прописаны в Кизеловском районе Пермской области. Долгие годы в нём на вольном поселении жили бывшие зэки. Они составляли основное население Усть-Тыпыла.
Сейчас это нежилой посёлок. И по официальным данным население постепенно покинуло Усть-Тыпыл. В народе ходит множество легенд об обитателях посёлка и о Старике, якобы живущем там. На самом деле, это лесник, и он не живёт в посёлке. Усть-Тыпыл на самом деле был отселён в принудительном порядке и сейчас там никого не живёт.
Это был довольно большой посёлок, а теперь лишь руины, причём дома были, действительно покинуты организованно: кое-где среди комнат стояли пустые коробки - весь скарб уместили в другие и эти коробки остались ненужными. В домах разрушены целенаправленно крыши и печи, чтобы никто не смог тут жить...

***
Еще несколько десятков километров и экспедиция прибудет в одно из уникальных мест Урала п. Кытлым:

***
Кытлым по-вотяцки значит котел. Он и есть котел, большая горная чаша, поставленная в вечные снега. Облака перелезают через его зубчатые стены, оставляя на них клочья своих пенистых, пышно взбитых подолов".
Так в начале 20-х годов писала Лариса Рейснер, журналистка рискнувшая забраться далеко в глубь страны, на Урал, в таежные дебри, к подножию Конжака:
Конжак - гора суровая, даже жестокая - к тому, кто вздумает не подчиниться ее законам. Не менее жестокий ее конкурент - тайга. Попробуй, ступи хоть на несколько шагов в сторону от известных маршрутов - там, в тайге, и останешься. Недели на три - пока охотники не найдут.
Это сейчас. А в 20-е годы здесь еще и постреливали (впрочем, никто не дает гарантий, что и сегодня этого не делают). Однако Рейснер-то мужества было не занимать - недаром стала прообразом главной героини в "Оптимистической трагедии". Об'ехала весь Северный Урал и создала серию очерков под общим названием "Уголь, железо и живые люди". Зачем это было нужно? А затем, надо полагать, что уже тогда, "на заре Советской власти", были в стране люди, которые понимали величие и значение таких, вроде бы забытых Богом уголков, как Кытлым, Лысьва, Тылай, и многих, многих других - на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Европа-то наша - хоть и расейская, но все же не Тмутаракань, а Европа, и нет там таких мест, где не ступала нога человека. А здесь, на Северном Урале, есть.
Это уникальные места. И Кытлым, может быть, - самое уникальное из них. В начале века пять драг (все принадлежали иностранным компаниям) перевалили Кытлымский перевал. "Их везли медвежьими тропами, - пишет Лариса Рейснер, - и железные фургоны на каждом шагу проваливались в трясину..." Затем Кытлым, отгороженный от мира подоблачными горами, лесистый, болотный, трущобный Кытлым, потряс мир славой своих платиновых месторождений. Апогея своего добыча белого золота достигла в годы, предшествующие войне, - 1912-1914-е. "Буквально на кытлымские миллионы и миллиарды подготовлялась первая мировая война". Однако "Россия в те годы уже была заражена ядом более сильным. На первых драгах... работали, строили и учились будущие кытлымские партизаны, комиссары и хозяйственники".
"До сих пор иностранцы не могут забыть 1917 года, - продолжает Рейснер. - Такие прибыли! Такие перспективы! И вдруг всему конец". В декабре 1918-го в Кытлым пришли белые. Рабочим, осмелившимся лишить "кучку иностранных проходимцев", преподали жестокий урок: расстреляли 25 человек. "Видя такие расправы, народ приисковый озлобился и поднялся уходить. Тронулись целые горные села с детьми, скотом, несмотря на лютый мороз. Тогда-то геолог Дитковский и создал свой отряд особого назначения. Правда, ребята у него были рылокрылы: на все войско десять винтовок... Черные все и страшные. Живое мясо, а не солдаты".
Однако "через год республика заняла Кытлымский прииск".


***
Далее …. А вот что было далее, мы расскажем, когда приедем в Пермь.

Итак, наш автопоезд уже стоит на запасном пути и готов к отправке, желающим прицепиться к головному вагону просьба, зарегистрироваться для участия в экспедиции по E-mail: off-road.perm@inbox.ru

О.Б.

Список обязательного снаряжения

- Палатка
- Туристический коврик
- Спальные мешки
- Костровое снаряжение
- Веревку (трос) - для вытягивания автомобилей (чем длиннее, тем лучше)
- Запас продуктов на 5-е суток
- Запас хорошего настроения на 5-е суток

Список рекомендуемого снаряжения

- Непромокаемый костюм штурмана (у кого есть)
- Резиновую лодку (если есть)
- Запасную одежду (на случай если …)
- Фотоаппарат (если…).

Форма заявки (анкета участника) здесь ››

Усть-Тыпыл

 

Усть-Тыпыл

 

Драга в пос. Кытлым

 

Конжаковский камень. Фото Д. В. Антонова

 
на главную
  вверх