Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

НОВОСТИ


ПО ЛЕСНОЙ КОЛЕЕ "ТЕЛЕКОМ-ТРОФИ"

Тщательно проработанные тематические легенды для трофи-рейдов редкость: не за историей, в конце концов, джипер в болото лезет. Но пятый, юбилейный для "Телеком-трофи", сезон решили отметить почти игровой задачей. Помните "зарницы" и прочие военно-патриотические игры времен детства и развитого социализма? Только на этот раз в роли противника выступала глубокая скользкая колея. Попробовать в ней свои силы на IV этап Кубка Урала и Сибири 2007 года по трофи-рейдам приехали спортсмены из Екатеринбурга, Тюмени, Звездного, Перми и других городов.

Близко к цивилизации невероятно! Эта мысль не лезла из головы все три дня соревнований. Не лезла совсем не потому, что на пути к лагерю дорогу перегородило стадо буренок, одна из которых долго не могла решить: забодать странного четырехколесного зверя или удрать подобру-поздорову. И уж конечно, не потому, что детвора из близлежащего поселка Юг вертелась в лагере с утра до глубокой ночи (да и когда темнело, не спешила его покинуть), а посмотреть на взятие ближних точек собралось столько народу, что по внутренним ощущениям для полноты картины не хватало разве что трибун. (Вот и рассказывай после этого людям, будто трофи-рейд не зрелищен в силу своей от зрителей удаленности!)

Просто цивилизация - она повсюду. И даже лес в этих краях, который казался совершенно диким, на поверку буквально нашпигован ее артефактами. Среди прочих - отнюдь не мирного назначения, ныне заброшенные ангары, гаражи, котельная, больница, жилые корпуса некогда размещавшейся здесь воинской части, полуразрушенная (а может, и разобранная, история о том умалчивает) ракетная шахта. Но до них еще предстояло доехать...

ГДЕ ВАШ ФОТОАППАРАТ?

А пока участники, не обращая внимания на утреннюю прохладу, накрапывающий дождь и сырость, забивали в навигаторы координаты точек СУ-1 (он же - Пролог). Пролог представлял собой небольшой навигационный участок, где спортсменам нужно было быстрее остальных экипажей найти как минимум пять из восьми точек. Победа на этом СУ обеспечивала экипажу старт на следующий (дальше начиналась уже линейная гонка) в числе первых. Это давало определенное преимущество: дорога еще не будет разбита окончательно. Зато, возможно, и поплутать придется.

Дальше, по всему линейному маршруту, на контрольных пунктах были прибиты компостеры. Но для того чтобы отметить взятие точки Пролога, участники должны были сфотографироваться на ее фоне (изобразив известную фигуру "машина - штурман - точка")- И тут выяснилось, что экипаж "Козявки" (приехали ребята только утром, за считанные часы, если не минуты, до старта) забыл фотоаппарат! Но штурман Алексей Наугольных не растерялся и, заявив, что нашел камеру вместе с фотографом, попросил ее у меня...

К тому моменту, как "Козявка" стартовала, местное население, вооружившись сотовыми телефонами, выстроилось вокруг точек и активно вело фото- и видеосъемку. А когда в ручье и в овраге, куда тот затекал, появились первые застрявшие экипажи, занятие это населению, видимо, наскучило. И если к машинам народ все-таки не лез, то, когда в ручей провалился квадроцикл, люди ринулись его доставать. В итоге организаторам пришлось сквозь пальцы смотреть на запрещенную в соревнованиях стороннюю помощь.

МОРЕ ПО КОЛЕНО

Тем временем джиперы уже взяли по паре точек и ломали голову, как проще подобраться к третьей, нарисованной на бетонной плите, в овраге, у самого ручья. Самый простой путь: спуститься вниз по крутому склону и проехать оставшиеся метры по ручью. Будь чуть суше, проблем бы такой маневр не составил. Но глина берегов, размытая зарядившим со вчерашнего вечера дождем, оказалась непреодолимой. Сначала в овраг скатилась "Нива" экипажа "Ураллеспром". Достать ее оттуда удалось лишь усилиями лебедок стоявших наверху экипажей. Следующим в ручье оказался один из "уазиков" команды "Новомет".

А вот те экипажи, которые подъезжали к точке с противоположной стороны, особых проблем не испытывали, Единственное, что сделать им было необходимо, -для подстраховки заручиться поддержкой еще одного экипажа и по очереди спуститься вниз.

По всем расчетам получалось, что сначала надо перебраться на другой берег. Именно так рассудил экипаж "Козявки" и ринулся штурмовать овраг чуть в стороне. Но разведка местности подвела. Скатившись вниз, машина прилипла к переувлажненной, слишком рыхлой и скользкой глине. Пытаясь выехать, "Козявка" только сильнее зарывалась в грунт, не помогали ни лебедка (впрочем, и цеплять-то ее здесь особо было не за что), ни сенд-траки. Вытащили ее только минут через сорок при помощи сразу двух тросов, один из которых принадлежал экипажу Михаила Макаревича и Ивана Денисова.

Между тем объезд с переправой без крутых глинистых берегов был совсем рядом, буквально в паре десятков метров, в тех самых кустах, за которые безуспешно лебедилась "Козявка". Сначала его нашли квадроциклисты, а потом усовершенствовали джиперы, накидав в воду бревен.

ГРИБНОЕ МЕСТО

Старт линейной гонки получился скоростным. В момент отсечки времени (с традиционным взмахом флага) экипаж срывался с места и несся по грунтовке через поле к первой точке. (Экипажу "Амкар", любезно согласившемуся меня туда подбросить, на этом пути попалась местная бабуля. Она шла с ведром белых и обабков прямо посередине дороги. А летевший на полной скорости "уазик" швыряло из стороны в сторону. Андрей Будин успел вовремя свернуть на траву, но мне, честно говоря, было страшно.) А вот у самих хитро расставленных контрольных пунктов неизменно собирались очереди.

Первая точка была на дереве, которое росло через канаву глубиной в метр. Чтобы до нее дотянуться и поставить заветную отметку, экипажам не хватало совсем чуть-чуть. И вот ради этого "чуть-чуть" приходилось падать в канаву, разматывать лебедку, подтягиваться наверх, потом - то же самое в обратную сторону. Или, рискуя покинуть 60-метровый коридор трека и заработать штрафное время, пытаться объехать препятствие.

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС...

Когда гонщики взобрались на гору, где на одиноком раскидистом дереве обнаружилась очередная точка, открылся просто удивительный вид. Это был, пожалуй, последний "сухой" участок. Дальше крутой спуск привел к извилистой лесной реке. Особо сложной преградой она не была, и народ переправлялся через нее в том месте, где наткнулся. В результате уже после прохода нескольких участников подъезды к ней превратились в столь разветвленную сеть, что некоторые идущие следом за ними экипажи в поисках трека и верной дороги катались по воде во всех направлениях.

Относительно твердая лесная дорога раскисала, и уже скоро грунт, где его можно было разглядеть под мутными лужами, превращался из просто скользкой глины в густую черную жижу с удивительной способностью засасывать все, что в нее попадало. Когда очередной экипаж выруливал на крутой подъем в гору, ему открывалась рычащая картина нестройной очереди, медленно ползущей между деревьями на лебедках вверх. Вскарабкавшись, машины и квадроциклы мчались вперед, чтобы перед очередной точкой снова оказаться все в той же компании.

"Амкар", "Козявка", "Грызлик", недавно перешедший в ТРЗ "Леший", "Дымок", чуть позже "ПЗСП" и "Ураллеспром" и еще очень много автомобилей разных классов и экипажей квадроциклистов собрались на спуске перед крохотным, но коварным ручьем. Ширина его была не больше метра, но крутые берега, тут же превращенные в скользкое месиво, стали серьезной преградой. Но прежде чем проехать его, участники должны были взять расположенный в стороне КП.

Дерево с компостером росло прямо за густой грязевой кашей, в которую угодил не один экипаж. Легко с ней справился лишь экипаж "Козявки". Пока сразу несколько автомобилей медленно, в разные стороны, вытягивались на лебедках (используя деревья и машины товарищей по "грязному счастью": как не помочь сопернику убраться побыстрей, если он перегородил тебе дорогу?!), "Козявка" аккуратно, по краю, объехала засаду и, поставив отметку, умчалась к следующим точкам.

Но это была, так сказать, разминка. После часового отдыха и обеда в лагере спортсменам в этот день еще предстоял СУ-3, затянувшийся для большинства до глубокой ночи.

ОПАСНАЯ ЗОНА

Воскресное утро встретило густым и холодным туманом. Но с первыми косыми лучами сентябрьского солнца он начал рассеиваться, и уже часам к десяти о повышенной влажности напоминали только крупные капли росы и клубы пара, вырывавшиеся из-под капотов засевших в очередной луже машин,

Днем раньше в этом районе, правда, большей частью по бетонке, ездили участники в категории "Рейд". Трасса для них, в силу меньшей подготовленности машин, была легче, а вот всевозможных военно-исторических памятников рейдовцы увидели больше. Пожалуй, самым запоминающимся для многих стало посещение законсервированной ракетной шахты исполинских размеров: в ней легко бы поместился семиэтажный дом. Но спортсменов, по задумке организаторов, к этим точкам дорога приведет уже перед финишем гонки. Поэтому, когда в восемь утра участники стартовали на СУ-4, мы с руководителем гонки Александром Постаноговым отправились именно туда.

Дело в том, что параллельно уготованной для участников колее проходила куда как более симпатичная просека. Во всяком случае, вместо липкой глины ее покрывал густой травяной ковер. Но под ним был проложен кабель, и копать или ездить здесь строжайше запрещалось. И это правильно, иначе могли быть несчастные случаи. Но разве упомнишь о таких мелочах, гонясь за победой в спортивном азарте? Поэтому опасную зону надо было огородить.

Пробираясь вдоль размытой грунтовки (местами на квадроцикле, а большей частью пешком) и то и дело проваливаясь в скользкую жижу, мы привязывали к деревьям красно-белую ленту. (Ноги у меня промокли мгновенно, но чувство, что участникам мы тут подлянку посерьезней организуем, грело неимоверно.) Вдруг послышался отдаленный рев мотора. Потом снова. Едут! "Перегороди еще вон ту поляну, нечего им там ездить! Пусть в колею лезут", - сказал Александр и в очередной раз уехал вперед, чтобы выйти потом мне навстречу.

В этот момент с той стороны, откуда должны были появиться участники (по словам Александра, дорога там была не лучше: глина и жидкая каша чернозема с промоинами и одной каменной рекой), вывернул трактор. Не успел он проехать и полусотни метров, как вляпался в здоровенную лужу. Вылезал он минут десять-пятнадцать и куда исчез потом, я точно не знаю (скорее всего, предусмотрительно свернул с дороги и пошел полем, в объезд). Но пока трактор катался взад-вперед, разворачиваясь поперек колеи, он размесил ее окончательно. И когда на трассе стали появляться участники, осенний лес наполнился ревом то и дело застревавших автомобилей.

Первыми среди пермяков к точкам умчался экипаж "ПЗСП". Дальше "Амкар", прототип из Тюмени, "Козявка", еще несколько машин. Съездив к точкам, спортсмены должны были развернуться и по этой же дороге направиться к финишу. Сначала показалась "Козявка". Уехавший же в числе первых "Амкар" долго провозился с точками и возвращался в хвосте. Но полученного на предыдущих спецучастках преимущества экипажу хватило для того, чтобы выиграть золото в своем классе и завоевать победу в абсолютном зачете.

НАШИ ПОБЕДИТЕЛИ

ТР-1
1 Алексей Кузнецов / Сергей Валеев
3 Владимир Слобожанинов / Константин Лузин

ТР-2
1 Андрей Будин / Дмитрий Поспелов
2 Александр Власов / Павел Власов
3 Ринат Хабибуллин / Насибулла Хабибуллин ТР-3
3 Андрей Аликин / Алексей Наугольных

ATV
3 Евгений Бородин / Денис Салахов

РЕЙД
1 Василий Чудинов/Денис Давыдов
Александр Дерябин / Александр Кудрявцев

Абсолют (ТР2, ТРЗ)
1 Андрей Будин /Дмитрий Поспелов, Пермь
2 Александр Иванов / Алексей Белоголов, Тюмень
3 Сергей Горн /Алексей Заславский, Екатеринбург

Текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ. Журнал "Carmania" №19, октябрь 2007

 
на главную
  вверх