КУБОК УРАЛА И СИБИРИ ПО ТРОФИ-РЕЙДАМ: ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
ОТ БОЛЬШОЙ ГОНКИ, ИЛИ КРЕЩЕНИЕ НОВОБРАНЦЕВ
Интервью с Алексеем Барканом
"Мы катаемся уже второй год. После ухабов, триалов,
"Телеком-Трофи" это наше первое большое испытание".
На "Телеком-Трофи 2006" мы выступали в рейде. Машина
была подготовлена под ТР-3 и по техническим причинам не попадала
в нужную категорию, так как у нас большая резина. Тогда мы поставили
маленькую резину, ее дали мне в клубе, за день до соревнований.
И мы на этой маленькой резине (32 дюймовой) участвовали в рейде.
Гонка длилась часов шесть... и большое впечатление, в тот момент,
произвел на меня Владимир Лазуков. В рейде мы должны были ехать
двумя экипажами. Вот почему, мы поехали с Владимиром. На соревнования,
как бывалый спортсмен, он взял с собой вместо цифрового фотоаппарата
мыльницу, вместо GPS - компас. Но, я был впечатлен в плане его
тактико-технической характеристики и общего вождения. В тот момент
я много для себя понял. И как водитель с двадцатилетним стажем,
который отъездил всю Европу, пол России, я понял, что вообще ездить
не умею. Владимир мне показал, как нужно ездить. И это было только
начало... Мы поняли, что машину нужно готовить серьезно. И после
нашего первого "Телеком-Трофи" стали изобретать что-то
из УАЗика. После, поняли, что доработать его до приемлемого состояния
будет сложно, и решили, взять машину со следующими характеристиками:
как минимум дизельный двигатель. И купили "TOYOTA LAND CRUISER
70" уже специально подготовленный для трофи-рейдов и участвовавший
в соревнованиях.
"Вогульские Дебри 2007" произвели на меня огромное впечатление.
Меня поразил сам масштаб соревнований, количество участников,
машины, как что у них устроено, было на что посмотреть. В жизни
есть несколько этапов: например, человек сходил в армию, первые
прыжки с парашютом... И это соревнование, в котором участвовали
знаменитые спортсмены российского уровня, для меня сравнимо, как
первые прыжки с парашютом. Конечно, это немного другие ощущения,
они скоротечные, мимолетные, а здесь соревнования в течение трех
суток. Вернее, четырех для меня все затянулось намного дольше.
К соревнованиям готовились мы достаточно долго. Все началось с
того, что на последних соревнованиях на "Весеннем Ухабе"
мы убили двигатель. Самый лучший не убиваемый двигатель мы все
- таки убили. Буквально перед соревнованиями пришел новый двигатель,
мы его поставили. И не успели обкатать. Наша машина подверглась
полной разборке - переборке. Пришлось купить новые кевларовые
тросы, лебедки. После соревнования я пришел к очевидному выводу,
что мелочей в подготовке нет. Машину нужно готовить серьезно.
И все что могло сломаться, сломалось, а то, что не могло сломаться
сломалось все равно. И по этому, мелочей однозначно нет. Для нас
это было хорошей школой, где мы это все вынесли и прошли.
Что касается соревнований, СУ-1 дался нам достаточно легко. В
итоге, мы заняли четвертое место в своей категории. При чем, мы
ездили аккуратно. Я берег машину, как мог, у нас были проблемы
с задними пружинами, они периодически вылетали. Очень аккуратно
мы взяли водные преграды и все точки, практически, без лебедок.
СУ-1 прошли легко, машина вела себя отлично.
Второй день начался отлично. Мы были в приподнятом настроении.
После первого дня, мы были уверены в себе и машине. Чувствуя плечо
товарища. Мы все шли по одному маршруту. Периодически встречали
коллег из Екатеринбурга, останавливались на небольшие перекуры
вместе. Потом, в какой-то момент. Где-то на седьмой точке. Там
встало в очередь шесть машин, когда мы подъехали, то были седьмыми.
Судя по звуку ревущих моторов, здраво оценив ситуацию, я понял,
что становиться в очередь нет смысла. Мы решили отклониться от
маршрута, обойти их, пусть даже получим пенализацию. Нам пришлось
форсировать реку с достаточно крутыми берегами, удалось это сделать
достаточно успешно. Так мы всех объехали и вернулись на маршрут.
Нам пришлось второй раз переехать реку, и здесь не хватило опыта,
мастерства. Машина хорошо подготовлена: мощный двигатель, хорошая
резина, наличие всех блокировок. Но, при отсутствии опыта и мастерства
мы сломали переднюю ось и провернули шпильки. Не правильная эксплуатация
блокировок привела к поломке, даже такого "автомонстра".
Не подумав, я начал делать какие-то резкие движения, при этом
упираясь в берег. И нет чтоб, снять сендтраки и спокойно выйти
на лебедке, не мучая при этом двигатель и подвеску. В результате,
сначала я перегрел двигатель. Затем, на блокировках пытался забраться
на берег, в итоге, свернуло шпильки и, машина осталась на трех
колесах. Но, и в таком состоянии мы продолжали двигаться вперед.
Прекрасно понимая, что на трех колесах гонку нам не осилить. Решили
доехать хотя бы до ближайшего спецучастка.
И как я уже говорил, в серьезной подготовке мелочей не бывает.
Уезжая на сутки, мы взяли с собой немного водички что-то там покушать.
Палатку решили не брать в принципе, да и зачем спать на соревнованиях.
Но, на всякий случай бросили в машину спальники. В лесу мы немного
заблудились, оказались на болоте. Где машина на месте не стояла,
ее плавно засасывало под воду. Когда стало темно, мы поняли, что
уже примерно часа два ночи и придется как-то переночевать. Сначала
во спасение хотели пешком разведать территорию, осмотреть окружности
но, в темноте это не возможно. У нас заканчивалась вода, да еще
и референты от комаров потеряли. Ситуация была плачевная: ночью
на болоте, без палатки, без отравы от комаров. Пытались положить
пенки, чтоб на них спать, они уходили под воду. Спать мы не могли,
промучились час. Кое-как разожгли костер. Снова час пытались заснуть,
комары дружной стаей просто поднимали нас на крыльях над землей.
Это был настоящий кошмар. Нас даже не спасли последние капли коньяка.
В четвертом часу утра начало светать. Мы решили больше не мучаться,
а искать дорогу обратно. Оставили машину. Побродили по округе
километра четыре, может пять, нашли верный путь. Решили на машине
двигаться на нужную нам траекторию в сторону СУ3, СУ4. А ехать
нужно на трех колесах. Ранее, когда нас обгонял Андрей Будин,
он кричал из машины: "Ребята! Травите колеса". И мне
говорили об этом все. Но, для меня это психологический момент.
Да, вроде и так там 0,5 или 0,3 давление было. А нужно было еще
травить. Мы ошибочно шли по болотам на высоком давлении. Потому
и периодически зарывались, лебедились и в результате, посадили
два сто двадцатых аккумулятора. Исход таков: мы остались на болоте
на трех накаченных колесах и без аккумуляторов. Чем дальше, тем
хуже мы пытались заряжать аккумуляторы от двигателя. Начал кипеть
тосол и двигатель перегрелся. Мы пытались заливать его водой из
болота. Оказывается, у этой болотной водички есть название - "рассол".
Ко всему, у нас закончилась вода. Я никогда в жизни не понимал,
что вода такой ценный продукт. Еда была, но, в течение суток мы
к еде даже не прикоснулись. Нас так сильно мучила жажда, что мы
откупорили бочек омывателя стекол и с удовольствием отведали от
туда воды. И это было замечательно! А в двигатель мы просто лили
воду из болота. Промаявшись еще часа три, кое - как подзаряжая
аккумуляторы. Выбирались из болота и снова обратно садились. В
итоге поняли, что машину придется здесь оставлять и пешком идти
в лагерь. Уходя в леса, мы и подумать, не могли, что нужно брать
с собой деньги, кредитные карты. Соответственно, у нас не было
ни копейки. Но, я случайно взял с собой телефон. А зарядки не
было, так что и батарея телефона была на исходе. Предварительно
несколько раз, искупавшись в болоте выше пояса, километров двенадцать
шли пешком. При этом, была жара, обилие комаров эмоциональное
состояние было отвратительное. По GPS пытались понять, где находимся
в данный момент. От Асбеста были, примерно, в пятнадцати километрах.
Дорога к городу проходила по болоту, а по GPS и по карте этого
не видно. Сложно сказать, как мы дошли, практически на автопилоте
при полном отсутствии воды, еды и солнце уже встало, жара. Мы
увидели какие-то строения, для меня это было как мираж. А мы грязные
в комбинезонах. Когда я увидел настоящее такси с шашечками, я
просто лег на дорогу. Остановил машину, пытался доступно объяснить
водителю кто мы и откуда. Таксист не мог понять как это мы оттуда,
там же дорог нет. Мы долго объясняли, что мы по дорогам не ездим.
Таксист был в недоумении, и зачем мы там тогда вообще ездим. Но,
мы же спортсмены и соревнования у нас такие. По лицу таксиста
было видно, что за нормальных он нас не принимает. Но, тем не
менее, отвез нас на автовокзал в город Асбест бесплатно. На автовокзале
нас приняли в круг местных бомжей. Выглядели мы так: сняли грязные
ботинки, выставили ноги с мозолями, разложили на просушку свои
вещи, при этом, не снимая касок с головы. К тому моменту они практически
вросли в голову. Мы начали переговоры с таксистами. До лагеря
нужно было дать около ста пятидесяти километров, через Екатеринбург
и денег у нас не было. Один таксист согласился нас отвезти при
условии, что в лагере мы обязательно заплатим. Когда я попал в
цивилизацию, то выпил в раз два литра воды. Все остальное меня
мало интересовало, но, все еще было впереди. Меня очень угнетало
то, что я в лесу оставил машину, лучше бы я там с ней остался.
Мы позвонили в базовый лагерь, сказали, что мы есть и скоро приедем.
Нужно отдать должное ребятам, которые в нашем Внедорожном клубе,
той взаимовыручке. Когда мы приехали в лагерь, нас ждали. Все
готовы были ринуться нас спасать. Одни отдали последние деньги,
другие - аккумуляторы. Все уезжали домой, а нам пришлось возвращаться
за машиной. Брать фуру, на которой мы перевозили автомобили. И
нужна была такая же трофийная машина, которая могла бы нас из
болота вытянуть. По поводу клуба, я хочу сказать: Трофи-рейды
самые честные соревнования. Я имею в виду, участие и участников.
Наши чемпионы - Алексей Кузнецов, Сергей Валеев. Я видел на сайте,
по рейтингу они стоят на первом месте в своей категории. И стоят
они не просто так, здесь случайностей не бывает. Пообщавшись и
поездив с ними около полутора суток, по лесам и болотам, для себя
я сдвинул грань технических возможностей машины, и психологических,
эмоциональных возможностей человека. Причем, для них это все обыденно.
Складывается впечатление, что они просто могут пить воду из болота,
спать на земле и делать такие вещи, которые для меня в обычной
гражданской жизни за пределами возможного. Ребята просто творили
чудеса. В категории ТР1 проехали там, где, по моему мнению, просто
пройти не возможно, да еще легко вытащив мою машину. Хочу сказать
об Алексее Наугольных, он просто Универсальный солдат. Он может
все! Я понял, что по сравнению с ними я просто ребенок в этой
жизни. А я считал себя крутым перцем, который знает все. У меня
были все машины, от "копеек" до последних "Ланд
Крузеров", я перебирал их как механик. Я понял, что в этой
жизни многое не знаю, и много еще мне предстоит познать. Жизнь
на соревнованиях отличается от жизни здесь. На соревнованиях все
по честному - ты, машина и природа. Есть борьба, кто кого покорит.
Удача здесь, безусловно, присутствует. И говорят, удача - это
награда для сильных. А если ты дурачок и пошел на авось, то навряд
ли удача тебе улыбнется. А если даже тебе повезет, то все равно
можно споткнуться на своих следующих ошибках. Я думаю, надеяться
на удачу никогда не стоит.
Как мы выезжали и как мы заночевали в городе Краноармейске - это
отдельная тема. Мы открыли для себя новый город, и город открыл
нас. Я практически вытащил из постели главу города полупьяного
и в халате. Объяснил ему ситуацию. Нужно отдать ему должное, он
поднял полгорода, снарядил машины в наше спасение. Правда, спасательные
машины ЗИЛы мы засадили в первом же болоте. И поняли, что это
бесполезно, нашего монстра можно вытащить только подобным ему.
В процессе того, пока нас тащили из болота, провернуло шпильки
на левом колесе, в результате оборвало рулевые тяги, после оторвало
правое колесо. Но, машина еще могла передвигаться на заднем мосту.
Трофийные машины очень живучие, у них большой запас прочности
и даже я не смог сразу убить ее до конца, со всей моей дуростью.
Последние пять километров машину постыдно тащили задом вперед.
Ее просто жестко привязали к машине Валеева и Кузнецова. В тот
момент Наугольных Алексей по отцовски положил мне руку на плечо
и обреченно сказал: "Леха, прости. Но, другого выхода у нас
нет. Либо мы бросаем машину здесь, либо как-то вытаскиваем. Но,
вытаскиваем". Идти можно было ходом, не останавливаясь. И
представьте себе картину: одна машина идет передом и волочит другую,
которая задом, у которой нет одного переднего колеса. Ходом это
значит что все деревья, пни и буераки они все мои. Я пытался что-то
сделать полезное, сидел в машине и подгазовывал, чтобы легче было
тащить. После последнего пятого удара о дерево сложившуюся ситуацию
я принял как должное и просто обреченно закрыл глаза. Как мы завозили
машину по сходням, без двух колес и пружин - это были чудеса технической
мысли. Парни проявили невероятную смекалку. И ни один иностранец,
предположим, немец со всеми их суперпупер автомобилями не смогут
до такого додуматься. Два автомобиля передом просто связали жестко
лебедками и на сходни они заехали вместе.
Выезжали мы глубокой ночью следующего дня. Должны были приехать
в воскресенье, а приехали во вторник ночью. Наши соревнования
несколько затянулись.
Я хочу сказать, ни капли не жалею о том, что произошло. В эмоциональном
плане, в человеческом отношении, в тех людях я получил огромное
удовольствие. При чем, пока мы ехали туда и на следующий день
мне многие звонили, спрашивали как у нас дела. Люди действительно
искренне переживали за нас. Ринат Хабибуллин позвонил раза четыре,
спросил, как мы доехали. И звонил на следующий день. Чувствуется
искреннее участие людей, которые состоят в клубе. Существует определенная
атмосфера в клубе, которая объединяет людей. Ты понимаешь, что
тебя не бросят в трудной ситуации. Я уже и сам готов прийти на
помощь в любое время дня и ночи. Я очень благодарен отдельным
нашим товарищам. Тем соревнование интереснее становится, когда
ты понимаешь: на самом деле каждый идет в личном зачете и все
мы соперники, но, команда. И это здорово. Я не знаю, есть такие
отношения в других городах. Мне кажется, что нет. Я почувствовал
это по отношению, по разговорам.
Какие Ваши дальнейшие планы?
Я собираюсь на соревнования "Телеком-трофи 2007". Тем
более, дома и деревья помогают. И главное, нужно как можно больше
участвовать в соревнованиях, тренироваться и с этим приходит опыт
и мастерство. Послушать разговоры, прочесть что-то в интернете
это одно, а проехать самому не так-то просто. Мне понравилось,
как Шураков Алексей сказал: "Просто ездишь, ездишь и ездишь,
участвуешь в соревнованиях и в какой-то момент начинаешь понимать,
что у тебя машина едет. Тогда ты на ней просто ездил, а теперь
она сама по себе едет". Сам, не замечая этого, приобретаешь
какой-то опыт. К сожалению, в силу занятости, плотного рабочего
графика, не возможно участвовать во всех соревнованиях. И плюс
после каждого соревнования пока восстанавливаешь машину и прочее.
Мне нужно работать над техникой вождения. А работать можно только
путем участия в соревнованиях. Ухабы, триалы не дают такого опыта,
как трофи-рейды. Ухабы, триалы там все быстро, мимолетно и нет
времени подумать, как лучше проехать, тем более в предстартовом
ажиотаже. Мне нравятся Трофи-рейды, они растянуты по времени,
есть время спокойно обдумать ситуацию. И чувствуется связь с природой,
когда ты с ней наедине есть возможность посоревноваться. Я снова
хочу сказать, нам со штурманом есть чему учиться. Ни я, ни он
до этого не имели достаточно опыта. Перед Трофи-рейдом штурман
взял OZI несколько ночей основательно изучал программу. Мы долго
закачивали точки, треки, пока не пришел Александр Постаногов.
Он нам помог, сами мы бы не смогли. По этому, нужно и точки учиться
закачивать.
Очень многое зависит и от команды водитель - штурман. Мой штурман
партнер по бизнесу. Мы знакомы с ним восемь лет. Спортивную команду
я сравню с командой космонавтов, должна быть психологическая совместимость.
В тяжелый момент, взаимные упреки, как "Да! Ты не туда ехал!!!
И совсем не туда смотрел!!!" в нашей команде таких нет. В
бизнесе, проработав восемь лет, мы ни разу не поругались, то и
на соревнованиях все будет в порядке. Тем более, что ни он, ни
я опыта не имеем. Мы вместе только учимся на своих ошибках. И
мне очень интересно - это как в болоте засасывает. Я очень люблю
машины. Они для меня - это отдельная строка в жизни. Даже жена
меня к ним ревнует. Я с детства болел машинами. В пять лет, знал
все правила. У меня папа был начальником транспортного цеха на
большом заводе. И я пропадал в гараже с шоферами в курилках. Слушал
шоферские байки мужиков пропахших сигаретами и бензином.
Что можно пожелать тем, кто в первый раз поедет на трофи?
Самое главное нужно понять для себя, нужно это тебе или нет. Я
думаю, в клубе случайных людей нет. После первых трудностей случайные
люди отсеиваются.
В целом, не нужно ничего бояться. После нескольких соревнований
я понял, что мои представления о технических возможностях автомобиля
очень сильно продвинулись вперед, и тем более человеческие возможности.
Я понял, на что способен человеческий организм и мастерство водителя.
По этому не нужно бояться. Это как после первых "ушей"
перестаешь бояться переворотов. Один раз я перевернулся целых
два раза. После этого страх перевернуться вновь я не испытываю.
Еще раз повторяю, не нужно ничего бояться. Но, должна быть осторожность
и здоровый страх, который мобилизует силы. Не паника, не сковывающий
мысли и тело, а тот, что дает впрыск адреналина, концентрацию
внимания и открывает потенциал человеческих возможностей. Но,
если попал на соревнования, почувствовал их вкус, то это будет
преследовать тебя до конца жизни. Переходя из одного класса в
другой. Как не бывает бывших разведчиков, так не бывает бывших
джиперов. Может, я говорю несколько пафосно, но, так оно и есть.
Хочу сказать о клубе. Там собрались люди не только объединенные
одной идеей. Это называется террариум единомышленников. Люди подобрались
по какому-то признаку. Поэтому мы все конкуренты, все соперники.
Но, ни кто, ни кому не проколет колесо, не подложит что-либо.
Все тебе помогут, даже в угоду своему времени. И это здорово!