Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

НОВОСТИ


ЛЕТНИЙ ДЖИП-ТРИАЛ: ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ (ЧАСТЬ 2)

Две тактики, два разных мнения на пути к победе. Одинаковое количество очков. Кто будет первым в категории "СУПЕРСПОРТ" - Сергей Наугольных или Владимир Турышев? В первой части мы познакомили вас с секретом успеха Сергея. В этот раз мы встретились с Владимиром Турышевым, чтобы рассказать о совсем другом подходе к внедорожным соревнованиям:

- Как давно вы участвуете в Джип-триале?

Владимир Турышев

Владимир: Первый раз выехали в 2005 году, такой "простенький" был Джип-триал, что там сильно поломались, порвали все. Опыта особого и не было по горам лазить, хотя в 2004 году на "Захе" мы выиграли триальный участок, который был в горах, Копылов занял первое место, а мы второе. В то время машина была сырая и не готова к триалам. Она в основном была трофийная.

- Вы участвуете в разных соревнованиях. Под триал готовите машину специально?

Владимир: Мы, в общем-то, все ездим на универсальных машинах, которые в основном готовятся для трофи и как побочно для участия в триалах. Хотя для триала она может быть не совсем подходящая машина. Но, другой нет и поэтому как бы из двух зол выбираем наименьшее. Стараемся здорово машину не насиловать. Конечно, уже сейчас понимаем, что для трофи нужна такая, для линейной гонки другая машина или надо делать, так чтобы можно было все модернизировать, менять, но это достаточно трудоемко и затратно, поэтому на сегодняшний день у нас в Перми по настоящему триальных машин практически и нет. Можно "Грызлика" отнести к триальной машине, но она тоже, я думаю, не совсем еще готова.

- У вас есть свои приметы перед соревнованиями?

Владимир: В приметы хочется не верить. Но перед соревнованиями хочется, чтобы никто не лез с вопросами ни по машине, ни как ты готов не готов. Потому что перед соревнованиями ты уходишь в себя, мысленно проигрываешь, как ты тут поедешь, как там. Иногда бывает то, что ты придумал, на ходу приходится менять, поскольку трассы меняются в секунду, вышло солнце, проехали машины, вот она была скользкой, вот она уже сухая как асфальт. Уже другая стратегия гонки происходит, все быстро меняется, все на ходу приходится изобретать. Еще не люблю, когда перед соревнованиями машину начинают фотографировать. Есть такая примета, когда ездили в 2004 год всех предупреждали, что есть корреспондент Оксана-беда, не берите ее на борт, не давайте фотографировать и, тем не менее, это были золотые слова и они, как правило, сбывались. И мы впросак попадали можно сказать неоднократно. Бывает, в прошлом году, из чувства жалости, корреспондента решили до лагеря довезти. В результате вместе с ним пешком километров девять прошли, это на "Вогульских дебрях 2006" было. Мы там плавали в р.Чусовой, колесо отпало, ночью шли и вышли на автобусную остановку. Корреспондент заснял наше поражение.

- Вы стремитесь завоевать победу, или ваш принцип "Главное не победа, главное- участие"?

Владимир: Конечно, хочется побеждать и всегда доехать до финиша, хотя в трофийных соревнованиях доехать до финиша это уже значит победить. В основном так и бывает. Конечно, победа радует, но и сам факт участия это и адреналин, это подготовка, волнения какие-то не понятные - от этого получаешь не меньше удовлетворения, чем от победы. Конечно, хорошо, когда победа, но сам по себе процесс, конечно, затягивает, но победа это.… К этому надо стремиться и мы стараемся двигаться вперед, но сие не всегда от нас зависит, потому что очень большое внимание надо уделять технике. Если техника не подводит, значит, есть результат.

- Морально настраиваетесь на победу перед соревнованиями? (Жертвоприношение, исполняете ритуальный танец)

Владимир: Есть у меня перед стартом свои секреты. Я определенный ритуал проговариваю. Но это личное и не хочется во всеуслышание говорить об этом.

- Какой экипаж в чемпионате этого года вы считаете сильными конкурентами?

Владимир: Конкуренты наши…, да в общем-то все конкуренты. Много зависит от удачи, от жребия, от погоды. В общем, ребята ездят все хорошо, настроены на боевой дух, ни кто сдаваться не хочет. Основные у нас, я считаю, "Амкары" у них постоянно есть возможность машину делать в своем сервисе, а мы столько внимания машине просто физически не можем уделять, но и естественно они ездят очень хорошо. И вот сейчас за счет техники появились "Грызлики". Их машина ближе к требованиям триала. Она конкурентна. Пытаемся и мы что-то изобретать. Будем бороться, и если смотреть таблицу у нас с "Грызликами" ровно по очкам и третий этап, в общем-то, все решит - у кого лучше машина, кому будет сопутствовать удача, погода и кто каким будет стартовать. От этого многое значит, потому что, попалось, так что на первом этапе я ехал первый по снежной целине, а как бы это всегда тяжело первым прокладывать трассу, но, тем не менее, выступили мы не плохо, считаем, машина не подвела. Посмотрим, как будет на третьем этапе, какую организаторы придумают нам каверзную трассу. Чем каверзнее, тем лучше.

- Какую трассу вы предпочитаете: легкую или сложную, каменистую, песчаную, промышленную, грязевую?

Владимир: Трассы, они все хороши по-своему. От разных трасс разные впечатления. Простая трасса не интересна, сел да проехал - как по городу покатался. Всегда трасса должна немножко пугать. Думать, как до конца проехать или хотя бы с минимальными потерями, т.е. мандраж перед трассой должен быть. Тогда это интересно, а если просто проехали на скорость и не прилагаешь к этому ни каких усилий особых и как бы стратегически не настраиваешься и мастерство свое не задействуешь, сел и проехал. Это как бы кисло, кто быстрей - тот и проскочил. Трасса должна заставлять не много думать, ты должен не много перед ней пасовать и вот эта борьба между тобой и трассой это очень даже интересный момент такой. Готовишься к встрече с этой трассой, думаешь одно, а бывает совсем по другому. Машина чего-нибудь там заклинит, как правило, а доехать до конца все равно надо, поэтому: трасса конечно должна быть не преодолимой, чтобы ее преодолеть.

- В Триале победа зависит не только от мастерства водителя, но и от грамотного руководства штурмана. Вы всегда следуете указаниям (советам) штурмана?

Владимир: Штурман в соревнованиях просто необходим. Есть этапы, где без него не обойтись, поскольку из-за перепадов высоты и прочее очень сложно бывает. Едешь, все время на грани. Могут быть обрывы, и очень сложно точно все рассчитать и вся надежда только на штурмана. Обычно, смотришь на него, и когда он правильно руководит действиями пилота это очень важный момент. Потому и должен присутствовать штурман, где-то что-то во время подсказать. Находится штурман в автомобиле или не находится - от этого тоже очень многое зависит. Я считаю, работа штурмана необходима, она своеобразная, она тяжелая. Штурману приходится бежать впереди машины, выпрыгивать из-под колес, не мысленные трюки совершать, что бы в конечном итоге достигнуть какого-то результата. Но, иногда внутреннее чутье тебе подсказывает, что лучше бы я сделал так. Иногда, идешь в разрез с указаниями штурмана, и по какому-то наитию едешь по- другому, и получается. Здесь право выбора должно быть. Он смотрит со своей стороны, а ты смотришь из автомобиля и все по-другому, кажется. Когда тебе необходимо по двум бревнышкам через речку проехать, тебе не видно, то полностью полагаешься на штурмана. Но, если есть другие варианты, всегда пытаешься по какому-то внутреннему чутью проехать. Главное, не бояться ехать вперед. Бывают такие моменты, человек подъехал, уперся в колею и не может решиться, дальше тронуться. Это как с парашютом выпрыгнуть. Если ты уже поехал, то там не нужно думать, нужно просто ехать дальше и все. Это уж как получится. Если удача сопутствует, то все будет нормально.

- Со стороны страшно смотреть, когда машина преодолевает сложное препятствие, есть большая вероятность перевернуться. Каковы ваши чувства, когда вы за рулем?

Владимир: В тот момент, когда сидишь, крутишь, пот бежит и ест глаза, мысли о том, что машина перевернется не приходят. Даже когда переворачиваешься, то не воспринимаешь это как трагедию. Ну, упал на бок, так упал. На крышу перевернулся…. Ну подняли, подбежали, дальше поехал. Для меня это не является тормозящим моментом. Заранее уже ты знаешь куда едешь, и ты к этому внутренне готов. Это раз. Во-вторых, с точки зрения безопасности машина подготовлена. Дуги и ремни безопасности, это дает внутреннюю уверенность, что ты защищен и поэтому в своей машине, за рулем я чувствую себя очень уверенно.

- Какой "Триал" запомнился вам больше других?

Владимир: Из всех предыдущих Триалов очень мне понравился зимний, прошлогодний. Где была линейная трасса. Выскакиваешь, и летишь к реке, машина тебя не слушается. Ее тащит, нет тормозов. Были серьезные препятствия, где надо было выпрыгивать (рыхлый снег глубокий). Первые машины пробивали трассу, последние уже ехали. Вот это была тяжелая гонка, очень напряженная. И каким то образом мы преодолели достаточное количество спецучастков. И в последний момент нас машина подвела просто, не хотела больше ехать. А так, я считаю, очень интересная была гонка. Зимняя трасса этого года тоже очень понравилась. Я стартовал первым. Ехали в неизвестность. Какова глубина снега, какой там под снегом крутой, не крутой обрыв. Когда машина бухнулась туда, и просто покатилась как лавина, пришлось ее ловить, чтобы она не пошла боком, не перевернулась. Не предсказуемость этой трассы очень приятна. Чем когда ты едешь по накатному, просто ловишь время и стараешься проехать быстрее. А вот той остроты, той не предсказуемости просто нет. Вроде это и тяжело и на результат влияет. Но, сам момент, что ты сумел это сделать, внутренне очень приятен. Есть такие трассы, что если посмотреть взглядом обывателя, то кажется, что она не проходимая, не проездная. А соберешься и с богом…. Вроде пять минут, а за эти пять минут можно себя выжать несколько раз. Потому что напряжение есть внутреннее, а физической работы вроде бы не так уж и много, а выходишь весь сырой, пот глаза заливает. Наверное, в этом есть ощущение какого-то кайфа. Если бы этого не было, ну съездили, вешки собрали, 5 минут проехали кто-то первый, кто последний, руки друг другу пожали, разбежались. А борьбы с собой, с машиной, с трассой нет. А если нет, то в чем смысл устраивать соревнования? А большинство за этим и едут. Думают, как машину делать. Как здесь можно проехать. Какое давление в колесах, где поджать и т.д. И вот эта непредсказуемость, не определенность трассы в Триале завораживает. Триалом у нас, в чистом виде, никто не занимается, поэтому, машину только для Триала держать не целесообразно. Но, и с другой стороны, трофийная гонка всегда имеет элемент Триала. Спуститься в реку по склону, не перевернуться или наоборот выбраться оттуда, объезжать камни, деревья - элементы Триала присутствуют в каждой трофийной гонке. Об этом нужно думать. Для этого машина должна быть защищена со всех сторон. Для этого и делают все эти дуги внутренней и наружной безопасности, чтобы не раздавило тебя. Обезопасить себя и двигатель, и другие элементы машины (колеса и прочее).

- Какие ваши пожелания "новичкам" в "Джип-триале"?

Владимир: Сейчас изобретать велосипед, смысла нет. На сегодня сделано уже столько различных машин. И кто этим интересуется надо просто не тыкаться как слепому котенку, а приходить, спрашивать, смотреть на сайтах. Сегодня масса машин, которые оригинально сконструированы с наименьшими затратами. Если есть желание, кому-то прийти в этот спорт, приходите. Любой из нас всегда подскажет, расскажет, где что взять. Как лучше приделать (сконструировать). Мы сами были в этой ситуации. И можем посоветовать.
У нас собрался такой коллектив, достаточно опытных спортсменов, которые бывали в разных ситуациях, проехали много непреодолимых трасс. Имеется практический опыт и всегда можно подсказать, посоветовать, как лучше организовать машину, и к какой гонке. На что обратить больше внимание. У нас существуют клубные встречи, где мы все собираемся. Можно, прийти и поговорить. Масса желающих вам насоветуют, только выбирай и определяйся, что ты хочешь. Одна проблема. На сегодняшний день не хватает опытных механиков у нас в городе. Перед соревнованиями они заняты. А в межсезонье вам сделают, что хотите. Сейчас все есть, главное, нормальное финансирование.

- Вы рассчитываете на победу в предстоящих соревнованиях "Джип-Триал"?

Владимир: На победу мы рассчитываем всегда. Но вот осталось минимальное количество дней до Джип-триала, машина в разобранном состоянии после последних гонок. Ждем запчасти. По большому счету после каждой гонки машину нужно разбирать и собирать по новой. Не всегда хватает на это времени, существует основная работа. Все это хобби. Особенно последняя неделя перед гонками можно спросить у всех, все живут в гараже. Т.е. это до утра. Чай попили, дальше кто-то ездит трубы ищет, запчасти. Кто-то просто друг к другу приезжают, кто-то смотрит, как сделать и постоянно в этих боксах идет предгоночная суета. И так по кругу все меняются, все готовятся к всеобщему такому празднику. А естественно выезд на соревнования это какой-то итог всей этой суеты. Во-первых, это целый праздник. Во-вторых, мы все встречаемся, общаемся. Уже на протяжении нескольких лет сложился сплоченный коллектив. Мы общаемся не только на соревнованиях, существуют у нас выходные покатушки, куда с удовольствием люди выезжают. Сидят у костра, поют песни. Ездим, преодолеваем различные препятствия, хотя существует и нормальная дорога. Можно и там проехать, но, именно не будет того ощущения преодоления. Потому что трофийная гонка как и любой спорт это преодоление чего-то, иначе не интересно. В нашем спорте приходится преодолевать то, что обыкновенные машины не могут себе позволить и люди тоже. Этот процесс преодоления он и доставляет наивысшее удовлетворение, когда машина не подвела, и в соревнованиях участвовал успешно. Тогда себе говоришь, что ты это смог. А там уже как оценят судьи, участники, не будут переписывать регламент и прочее. Это, наверное, будет хорошо, а когда законы гонки меняются, очень сложно под нее подстроится. Потому, что стратегию гонки выстраиваешь сам. Если просто тупо идти и собирать точки все с подряд это физически очень тяжело и не возможно. Приходится все равно выстраивать и стратегию гонки где-то что-то хитрить, выбирать наилучшие моменты, успевать по времени. Это целый процесс. Когда это соответствует регламенту, и ты по времени успеваешь то все замечательно. Когда ты приезжаешь и чувствуешь себя победителем, а в этот момент меняют закон гонки. Ты понимаешь, что два дня не понятно о чем ездил и для чего это. Конечно, в душе остается не приятный после этого осадок…. А перед предстоящими соревнованиями мы внутренне готовы, осталось технически подготовиться. Мы будем биться за победу. У нас шанс, на сегодняшний день есть, нам нужна удача, и техника что бы нас не подвела.

Вопросы на этом закончились, и нам осталось только пожелать удачи Владимиру. Скоро Джип-триал и все решится на трассе. Ждать осталось не так уж много времени.

О.Б.

 
на главную
  вверх