Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ЕКСПЕДИЦИИ


"Сплав наоборот", или Вверх по Чусовой на снегоходах

Маршрут: Яхт-клуб "Пирс" (Шустовка) - Усть-Койва - Кын - село Чусовое - Коуровка (03-06.01.2009

Снегоход по реке едет, - говорит теория. Снегоход по реке едет с удовольствием, - доказывает практика. С 2005 года "Фан-клуб BRP" не просто катается по различным поверхностям, а непременно посещает исторические места. Благо, в Пермском крае есть, что посмотреть.

К сожалению, на школьных уроках в свое время нам не рассказали о красотах родного края. Но мы выросли, купили снегоходы, прочли книги Алексея Иванова и поняли, насколько богат мир вокруг. В январе 2009 года пять путешественников на Summit BRP отправились в 4-дневный тур по реке Чусовой.

Снегоходчик - не сплавщик, к течению не привязан, на замерзшей реке он сам решает, как проехать маршрут. Мы совершили "сплав наоборот".

ДЕНЬ -1-й

Отправившись из яхт-клуба "Пирс" [Пермь, Шустовка) рано утром, направились в сторону
Усть-Койвы. Пробег за день 186 км. По пути вынужденная остановка на заправку в городе Чусовом. Ночлег и баня на турбазе в Усть-Койве.

ДЕНЬ 2-й

План на день: Усть-Койва - Кын. За световой день проезжаем 115 км. Через каждые 500 м любуемся скалами. Фотографируемся долго и с удовольствием. В Кыну: ночлег, баня, бензин.

ДЕНЬ 3-й

Кын - село Чусовое, протяженность маршрута 138 км. Самый интересный участок: проезжаем камень Великан, Журавлик, Писаный и другие. Ночуем на базе сплавщиков.

ДЕНЬ 4-й

Вырываемся на финишную прямую. Пролетаем 110 км от села Чусовое до Коуровки, места старта летних сплавщиков. По дороге видим еще несколько камней (Шайтан и др.), ночуем в Коуровке. Утром трансфер до Перми: снегоходы и владельцы едут домой.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:

Демидовский крест, камни-бойцы. Впитав книги упомянутого Алексея Иванова, мы двигались по реке и буквально чувствовали, как проезжаем страницы километр за километром. Мы как будто видели груженные барки и вживую представляли, какие трудности подстерегали сплавщиков между камнями-бойцами. Таких камней на Чусовой около трехсот. Многие были частично взорваны в связи с тем, что о них забивались те самые барки. Современные туристы имеют шанс увидеть камни во время организованных сплавов или во время пеших туров.

Многие из них представляют не только историческую, но и природную ценность. Так, камень Красный и Желтый получили свои названия из-за преобладающего цвета растущих на них лишайников. Камень Омутной выглядит как отвесная скала, взметнувшаяся из воды на 70 м. А с Великана открывается такой вид, что его не в силах передать даже хорошая камера. В районе камня Писаный установлен Демидовский крест. Монумент выполнен из цельного камня, его высота 165 см. Возвигнут 31 мая 1779 года на месте рождения в 1724 году сына Акинфия Демидова - Никиты.

КАМНИ-БОЙЦЫ:

Великан, Чусовой (Гуляй), Шайтан, Сенькин, Висячий, Корчаги, Боярин, Сибирский, Заплотный, Синий, Лебяжий, Дыроватый, Винокуренный, Курьинский, Бражкин, Висячий, Мосин, Пещерный, Гребни, Высокий, Узенький, Красный, Желтый, Журавлик, Бревенник, Харенки, Омутной, Олений, Зубец, Писаный, Сплавщик и др. Для осмотра всей Чусовой нужно больше недели. Возможность поездки на снегоходе придает экспедиции особый колорит. В отличие от летнего туриста, зимние путешественники видят заснеженные скалы и любуются, как камни-великаны переливаются в лучах холодного солнца. А самое главное - количество людей на маршруте не такое, как в летний период. Едешь, по сути, один, редко попадается рыбак из деревеньки. В остальное время наслаждаешься тишиной. Если соберетесь вверх по Чусовой, пригласите в компанию гида. Он расскажет о каждом камне, населенном пункте и даже о крошечной вогульской деревушке Еква. А прочитав "Золото бунта" А. Иванова, вы еще больше узнаете о том, сколько река повидала, какие люди ее населяли. Эта книга идеально ложится на восприятие Чусовой и ее истории. Изучая бытность края, вы будете знать не меньше гида. Например, расскажете своим спутникам о хитрых жителях деревни Пермяково. В давние времена они сознательно показывали сплавщикам лжефарватеры, а когда барки садились на мель, ушлые пермяковцы брали мзду за то, чтобы столкнуть лодку на глубину.

В сборнике "Фан-клуба BRP" по походам мы так и пишем: "Снегоход, как машина времени, позволяет увидеть живую историю края". Читайте книги, проходите маршруты на хорошей технике и непременно рассказывайте об этом детям. Пусть они знают, что история - это не скучно. Вкупе со снегоходами BRP история цветная и яркая.

СПРАВКА:

Чусовая - одна из красивейших рек Урала, ставшая первым русским выходом в Зауралье и Сибирь с времен Ивана Грозного. Берет начало в Азии, на восточных склонах Уральских гор, пересекает хребты по проложенным ею самой ущельям и впадает в Каму уже в Европе. Река уникальна тем, что доступна на всем ее 800-километровом протяжении, Наибольшее значение в качестве транспортной артерии Чусовая приобрела во время активного развития на Урале металлургических производств в XVII- XVIII вв. В это время сформировалась инфраструктура для перевозки грузов: на специальных верфях строили сплавные суда (барки и др.), на пристанях их загружали и отправляли вниз по течению.









 
на главную
  вверх