Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ЭКСПЕДИЦИИ


ЛЕТНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЧУВАЛЬСКИЙ КАМЕНЬ
--------------------------------------------------------------------

Рассказывает Константин Зыков

photo 01

В июле 2005 г., завершив внедорожную подготовку своего УАЗа, я со своей семьёй решил осуществить экспедицию в заповедные места севера Пермской области. Маршрут разрабатывался исходя из следующих установок:

1. Хочется съездить в такое место, куда раньше мы и мечтать не могли забраться.

2. Хотелось с большой долей вероятности предполагать, что на маршруте кроме нас не будет ни одной машины - и людей желательно тоже.

3. Места должны быть очень красивыми.

Руководствуясь вышеназванными установка- ми, был выбран следующий маршрут - Пермь, Березники, Красновишерск, Вая, Велс, далее через Чувальский камень и гору Зыряновка, вдоль поймы рек Большая Мойва на чум Бахтиярова, далее вдоль истоков реки Велс и вдоль хребта Молебный камень выйти в Свердловскую область и после этого вернуться в Пермь дорогами общего пользования.

Был также разработан запасной маршрут - после горы Чувальский камень и Зыряновка, вдоль реки Велс отворот на заброшенный Сибиревский Прииск - и далее выход в Свердловскую область на дороги общего пользования.

Забегая вперёд, скажу, что маршрут у нас получился не тот и не другой, а третий, но обо всём по порядку…

Итак… 21 июля, с утра, мы в составе - я, моя жена Оля, наш сын Олег, наша дочь Лена и наш пёс Тузик выезжаем из Перми в экспедицию! Едем через Березники на Красновишерск - и далее на посёлок Вая. По асфальту едем, наслаждаясь видами окрестного леса. В Красновишерске полностью заправляем, баки и канистры топливом, так как далее заправок больше не предвидится. К вечеру доезжаем до посёлка Вая и на тросовом пароме переправляемся через реку Вишеру на другой берег.

В посёлке обнаруживаем нечто вроде автозаправки, однако человека нет - спрашиваем у местных, нам говорят, что он будет утром. Заезжаем в лес недалеко от посёлка и разбиваем лагерь. Устанавливаем палатку - идёт сильный дождь, вокруг тьма кромешная! На скорую руку ужинаем и ложимся спать.

Утром 22 июля спим долго, от души, - накануне устали от дороги. Спокойно завтракаем, складываем палатку и едем на заправку в посёлок. На заправке опять никого нет! Спрашиваем у местных - дядька ушёл на покос! Что делать? Узнаём у кого есть бензин - у одного запасливого местного деда. Покупаем 20 литров - как раз дозаправиться до упора, и выезжаем в сторону посёлка Велс. В Велсе нужно переправляться вброд через Вишеру. Это было первое серьёзное внедорожное приключение на нашем пути…

Сначала мы просто ездили вдоль берега, в поисках неглубоких мест. Визуально обнаружить таковые не удалось. В результате поисков я исследовал примерно километр русла Вишеры. Переправляться решил ниже посёлка по течению, выбрав место с наименьшей глубиной и каменистым дном - чтобы машина не проваливалась. Однако глубина всё равно достигала 1 метра 30 сантиметров и переправу осложняло очень сильное течение реки.

Опасаясь, что машина на такой глубине начнёт всплывать и её унесёт течением, я решил размотать трос с лебёдки и закрепить его за дерево на противоположном берегу. Скоро сказка складывается, да не быстро дело делается… Если без троса я ещё мог перейти реку, то с тросом это оказалось почти невозможной задачей - как только трос попадал в воду - его сразу сильно тянуло течением и следом уносило и меня. Попробовал раз десять - уносит и всё тут! Выбился из сил, решил подумать. Придумал такой план - сначала вытягиваю полностью трос вверх по течению, вдоль реки - а потом, быстро, по радиусу бегу, плыву, несусь на другой берег. План удался - вышел на другом берегу как раз напротив машины и закрепил трос на дереве. Переправиться уже было делом техники… Народ в посёлке Велс очень удивился, когда мы проезжали по улицам - у них там бывают только Уралы (большие грузовики). На этих Уралах они ездят на покос прямо по руслу реки Велс - сам видел. На выезде из посёлка остановились на привал - перекусить и определить дальнейший маршрут. Поснимавшись у скал и пообедав двинулись дальше. Дорогу, обозначенную в атласе вдоль Вишеры не нашли, поэтому поехали альтернативным путём - сначала вдоль русла реки Велс, а затем, через лес в стороны Вишеры с выездом на берег недалеко от развалин деревни Приисковой. Дорога была довольно тяжёлой - зачастую двигались по кустарнику и молодым деревьям, постоянно приходилось расчищать дорогу с помощью бензопилы.

Радиатор машины всё время забивался опавшими иголками с молодых ёлок, растущих прямо на дороге. Туда же попадали прошлогодние листья и трава. Машина перегревалась, приходилось постоянно поливать радиатор водой, набранной из мелких речушек. Всё время останавливался и прочищал радиатор веткой стряхивая мусор. Пару раз стряхнул мусор ручной ножовкой - сразу образовались дырки в радиаторе. Отсюда урок - никогда нельзя прочищать радиатор ни чем железным! Пришлось воспользоваться взятой с собой так называемой "холодной сваркой" - помогло, течь прекратилась! По пути приходилось преодолевать болотистые участки, большие ямы, по дну которых бегут ручьи и броды через притоки Вишеры. Постоянно пользовались лебёдкой - на выезде из бродов, на болоте, в ямах. Вообще, после нескольких поездок по серьёзному бездорожью, я пришёл к выводу, что лебёдка - это главный внедорожный аксессуар. Можно на вездеход не ставить ничего, но лебёдку - обязательно, выручит почти всегда! Долго ли, коротко ли - солнце стало клониться к закату и мы озаботились поиском ночлега. Поскольку полян в лесу не было совсем, нам не оставалось ничего другого, как устроить лагерь на каменном плёсе реки, рядом с прибрежной травой.

С места нашей стоянки было видно Чувальский Камень - гору высотой 912 метров над уровнем моря. Поставили палатку, расстелили детям постель в машине. Разожгли костёр, и все улеглись спать. Так прошёл второй день нашего путешествия…

Только начало светать, как проснувшаяся природа дала о себе знать. На ближайшей ели, абсолютно дурным голосом, начали безбожно орать две каких то райских птицы - это очень мешало спать! Мы покушав, собрались в дорогу. Некоторое время мы ещё двигались вдоль реки, а затем дорога свернула вправо - по направлению к Чувальскому Камню. Путь шёл привычно - мы пилили упавшие на дорогу деревья и двигались всё дальше в лес, пока не достигли большой поляны. Удивительное дело, но дальше дорога была расчищена, причём на такую ширину, что спокойно мог двигаться КАМАЗ! Такое положение дел сохранялось до тех пор, пока мы не пересекли горную речку и выехали к домику лесников. В домике ,как обычно было ложе для ночлега ,чай, сахар, соль, дрова и печка. Снаружи следы костра - какие то люди здесь иногда бывают...

После домика дорога очень круто пошла в гору. Уклон составлял не менее 30 градусов, машина ехала тяжело, на первой и второй передаче пониженного ряда. Поскольку при таком резком подъёме мы продвигались к вершине очень быстро, то буквально через несколько минут закончились деревья и пошёл кустарник, а ещё чуть подальше закончился и нормальный кустарник - пошел покров из мха и иногда приплюснутые кусты высотой не более полуметра. . В горах такая резкая смена растительности всегда поражает… Впрочем, температура воздуха тоже сильно отличается, если у подножия она достигала 31-33 градусов, то на вершине Чувальского Камня была 23-25 градусов. Порадовало полное отсутствие наверху слепней, оводов и комаров, да и напористый ветер в такую жару тоже оказался весьма кстати… Понравились нам каменные насыпи, очевидно сохранившиеся с доисторических времён. На вершине одной каменной насыпи мы заметили установленную металлическую табличку. Прочитать, что на ней было написано, не представлялось возможным, поэтому мы просто сфотографировались около неё и поехали дальше.

Примерно через двадцать минут мы достигли апогея своего путешествия - вершины горы Чувальский Камень! Нашим взорам открылась величественная картина - равнинное плато, раскинувшиеся не меньше, чем на десять гектаров - на высоте более девятисот метров над уровнем моря!

photo 01

В середине равнины, как подиум для победителя, взобравшегося на эту гору, лежит плоский камень примерно 7х5 метров, совсем немного возвышаясь над общей поверхностью. Вокруг потрясающаяся величественная панорама - виды на соседние вершины гор, которые находятся от нас в нескольких десятках километров. Внизу, у подножия Чувала, в лесах, извиваясь пробила своё русло река Вишера. Вдали, наверное где то над Чердынью идут проливные дожди, а закат окрашивает всё это великолепие в пурпурные и багровые тона…

А мы просто стоим на горе и смотрим на весь мир сверху вниз - трудно описать словами почти детский восторг души, возникающий от ощущения того, что ты увидел в своей жизни подобное… Часа полтора мы смотрели по сторонам! Потом вспомнили, что уже вечер и нашли полянку из мха, на которой поставили палатку. Согрев газовой горелкой еду и наскоро поужинав, легли спать.

Спалось мне плохо. Накануне день был перенасыщен эмоциями, поэтому я сильно волновался, а когда ложишься спать "на взводе", то сон идёт неохотно… Ночью я любовался на луну над горами. Было полнолуние и спутник Земли огромным красным диском нависал над хребтом Мартай. Даже луна в горах выглядела необычно, не так, как внизу. Наверное, именно в этот момент мне стало окончательно понятно, что Уральские горы нас не отпустят так просто - и нам предстоит вернуться сюда в будущем… Наконец я успокоился и уснул до утра.

Утром, проснувшись и позавтракав мы пошли посмотреть на скалы, которые находятся чуть ниже вершины горы.

Лазить по скалам и камням - интересное, хотя и несколько утомительное занятие.

Особенно, по моему, понравилось Тузику - чистый воздух, живописная местность, много углов, которые можно пометить, - что ещё нужно собаке для счастья?! Проводя осмотр окрестностей с помощью бинокля мы обнаружили недалеко от отворота на Чувал (примерно 7 километров вверх по течению Вишеры) туристическую базу. Видны бали палатки и Камаз - вахтовка ,который, по всей видимости, привёз группу туристов. Разведав окрестности, примерно к середине дня мы собрались уезжать. Собрав вещи двинулись в путь.

НО…! КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ! Я включил GPS навигатор и ориентируясь по нему стал искать дорогу в сторону Чума Бахтиярова и нежилого посёлка Сибиревский прииск. ДОРОГИ НЕ БЫЛО! Как я понял потом, она была рядом, проходила по вершине горы, а я искал на склоне, положившись на карту, залитую в GPS… Сдвиг ориентирования составлял всего 300 - 350 метров, но из за этого дорогу я не нашёл... Я ходил по камням и девственному лесу, набредая на лежанки каких то животных, и не понимал, почему я не могу найти дорогу. А нужно было лишь взять атлас и логически поразмыслить, посмотрев, как этот путь прорисован там (в атласе). Я это конечно потом сделал, через несколько дней, дома, а тогда, в горах я был в растерянности. К тому же началась гроза и решив, что пускаться на большие риски, вместе с семьёй я не имею права, мы повернули назад… Впрочем Оля и дети были этому скорее рады, поскольку они гораздо более умеренные путешественники в душе, чем я. Спустившись с горы той же дорогой, по которой мы на неё заехали, мы решили выезжать через туристическую базу, которую видели с вершины. Поскольку дороги туда нет, мы поехали прямо по Вишере. Я постоянно разведывал путь, проходя сперва пешком, а потом мы ехали на машине. Мы переправлялись через реку раз пять или шесть, выбирая более мелкие проезды. В одном месте, на перекате, где течение было особенно сильным, машина отказалась ехать против течения - стала буксовать.

Пришлось прибегнуть к помощи лебёдки, - таким образом, мы миновали особенно трудный участок. Так, пробиваясь с боем, мы миновали порядка 4-х километров реки и остановились на острове на привал. Разожгли костёр и Оля устроила нам настоящий праздник - из оставшихся продуктов сварила вкуснейший суп! Блюдо получилось настолько востребованным, что мы каждый съели по огромной тарелке - не меньше, чем по 600 граммов на брата! В это время мимо острова проплыла группа сплавщиков на плотах! По лицам туристов было видно, что они крайне удивлены и никак не ожидали встретить на острове группу людей на автомобиле! Инструкторы, плывшие позади группы пристали к берегу и подошли поинтересоваться, как мы здесь очутились. Когда мы им рассказали, что едем с вершины Чувальского камня, и показали фотографии в нотбуке, удивлению и восторгу их не было предела. Затем туристы уплыли, выпив по рюмке предложенной им горилки, а мы собрали вещи и двинулись дальше в путь…

Для движения была избрана новая тактика - Олег сидит на капоте и смотрит в воду, где есть ямы, а где их нет - на этом и погорели! Яму он увидел, но после того, как мы в неё заехали. Вода в салоне начала быстро прибывать. Мотор не заглох, но машина отказывалась ехать назад - буксовала всеми четырьмя колёсами! Пришлось в очередной раз разматывать трос лебёдки и цеплять его за дерево на другом берегу реки. Так мы выбрались. При проверке уровня технических жидкостей обнаружилась проблема - мы заехали так глубоко, что в масло двигателя попала вода и теперь в двигателе вместо масла была эмульсия - смесь с водой. Запасного масла в таком количестве у нас не было - и я решил ехать на эмульсии, не развивая больших оборотов. Забегая вперёд, скажу, что всё обошлось - через 8 часов езды вода испарилась и масло в двигателе опять стало нормальным. Вот такой Российский УАЗ - может ездить на смеси масла с водой. Буквально через несколько минут мы выехали на туристическую базу, приведя в смятение своим появлением рыбаков и туристов. Дальше до темноты мы ехали, пока я не захотел спать. Палатку не ставили, спали сидя вблизи деревни Мутиха, потом целый день ехали и ближе к вечеру следующего дня были дома.

Так закончилось наше путешествие в Уральские горы, но осталась полная уверенность в том, что эта поездка оказалась лишь началом исследования дорог и потаённых мест в Уральских горах. Уезжая мы не попрощались, а лишь сказали: До свидания...".

Трек* поездки в формате OziExplorer ››

*Примечание от Константина Зыкова: Трек проложен с произвольного места на дороге общего пользования. Трек составлен вручную, по памяти, по карте в OziExplorer и не отражает точной траектории нашего движения.


Записал: Михаил Шардин. Фото: Константин Зыков и члены семьи Зыковых.

ФОТООТЧЕТ

   

Для просмотра увеличенного изображения фотографии просто щелкните по ней левой кнопкой мыши - изображение откроется в новом окне.

photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
photo 01   photo 01
 
на главную
  вверх