Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


ТОЧКА ОТСЧЕТА

Okami Challenge - I этап Offroad GP Russia, I этап ЧР по ATV, I этап Кубка Урала

Если в Чемпионате России тон сезону задают "Кировские болота", то в Уральском регионе в последние годы "законодателем мод" стал Okami Challenge. Кстати, не далее как в прошлом году была совершена пара попыток сделать уральскую серию частью чего-то более крупного. Но на поверку они оказались не слишком убедительны. Взять хотя бы II этап Кубка - "Вогульские дебри". После того как это соревнование стало этапом GP Russia 2007, оно, фигурально говоря, "утонуло" в дебрях собственного регламента (см.: "В дебрях регламента". ORD. 2007. №9). В нынешнем году этап GP пришелся на Okami...

Линейная трасса трофи-рейда Okami Challenge 2008 состояла из нескольких довольно коротких спецучастков, а само соревнование проходило по GPS-легенде (в прошлом сезоне использовался трек). Но главное отличие гонки этого года состояло в том, что наученные горьким опытом организаторы не только создали единый регламент соревнования, но и сделали общий зачет. То есть победители этапа Кубка автоматически становятся и победителями этапа GP Russia, и, если заявлены в соответствующей категории, Чемпионата России по ATV. Что ж, подобное решение стоит только приветствовать. Поскольку чем меньше в рамках одного соревнования зачетов, тем меньше путаницы. Что же касается технического оснащения судейства, в этом смысле уральские трофисты ушли далеко вперед.

Проверено электроникой

Для контроля прохождения трассы на Okami уже второй год применяются приборы Data Logger, меж тем на прочих российских трофи-рейдах их используют пока еще достаточно редко. Причина последнего банальна: слишком высокая стоимость оборудования. А жаль, ведь похоже, что за фиксирующей техникой подобного типа будущее. Дело в том, что наличие на борту Data Logger позволяет экипажу обойтись без обязательных фотосессий с непрогнозируемым результатом. Бдительные приборы фиксируют не только непосредственно взятие КП (для этого нужно проехать мимо точки на расстоянии менее пяти метров), но и отклонение участников от трека (в том случае, если оно превышает 50 метров, начисляются штрафы). Как уже было сказано, подобная электронная система контроля применяется на Okami Challenge уже второй сезон. Причем если в прошлом году она скорее выполняла функцию дублирующей (спортсменам все равно приходилось фотографироваться у точки), то теперь все происходит автоматически.

А это собственно и есть та самая точка пролога... Береза посреди небольшого, но вязкого болотца и частая паутина тросов, через которую непросто пробраться не только на автомобиле.

Роскошная база грязного отдыха

Вы, наверное, считаете, что трофи-рейд и комфорт - вещи практически несовместимые? С одной стороны, вы, безусловно, правы - не так уж много можно привести примеров трофи-рейдов, где желающих заселяли бы в одно- и двухместные гостиничные номера со всеми удобствами и три раза в день кормили. А главное - все эти блага цивилизации находились в пяти минутах ходьбы от точки старта! В общем, как вы уже поняли, на Okami Challenge все это было.

Okami Challenge - популярное соревнование в квадро-среде. Кстати, по моим наблюдениям, почти все участники "легкого" зачета старались продемонстрировать эффектный финиш. Одни выпрыгивали из брода, другие выезжали на берег на двух колесах (причем либо двух правых, либо двух левых), третьи изображали "стоппи". Но больше всего аплодисментов сорвал пилот, который, не рассчитав скорость, врезался в "бочину" квадроцикла напарника...

География участников

Но вернемся непосредственно к соревнованию. За пять лет своего существования Okami Challenge прославился интересными трассами и довольно внушительным количеством участников. В этом году из Екатеринбурга, Ижевска, Кургана, Москвы, Пензы, Перми, Тюмени, Челябинска, а также целого ряда небольших городов на гонку прибыло 67 экипажей. Из них в ТР1, ТР2 и ТРЗ заявилось 36 автомобилей, 10 приняло участие в зачете "Рейд", а 21 экипаж стартовал в категории ATV. Последнее не удивительно: квадроциклов в Екатеринбурге традиционно много. В этом году их даже разделили на классы: Original (шли по трассе ТР1) и Open (по ТРЗ).

Всего же гонщикам предстояло преодолеть по три линейных спецучастка. На каждом следующем участники стартовали не просто в порядке, определенном итогами предыдущего CV, но и с сохранением временного интервала. Таким образом, первым доставалась не только "неразъезженная" трасса, но и больший отрезок времени на ее преодоление! За такое преимущество стоило побороться. И они боролись... Уже на прологе (он же - СУ-1) эта борьба захлестнула спортсменов с головой, перейдя все разумные границы...

Финиш пролога. Осталось только перебраться через речку. И тут Андрея Леготкина и Александра Ложкина подвела техника. Так они и стояли посреди реки, глядя, как мимо их УАЗа "проплывают" соперники.

Свидание с прессой

Дело в том, что помимо обозначавших маршрут точек на этой в силу погодных условий почти раллийной трассе имелся один КП, расположенный на березе посреди небольшого болотца. А поскольку устроен он был специально для журналистов и зрителей, то обойти его стороной у участников не было ни малейшей возможности (отказ от взятия этой пресс-точки автоматически означал незачет). Сказать, что с этим КП организаторы, мягко говоря, переборщили, - не сказать ничего. Возможно, все бы разрулилось само собой, будь на поляне обозначено несколько контрольных" деревьев или СУ был бы проведен в формате ориентирования. Но пролог был линейным, точка одна, и находилась она посреди болота. А, как известно, для уральских болот характерен дерн, который держит человека. Но под ним жижа...

После неудачного прохождения пролога стартовавшие одними из последних Константин Щербина и Александр Постаногов из Перми сумели обойти несколько экипажей. Но на СУ-2 они вновь не уложились во время. Впрочем, после того, как в аналогичной ситуации оказались все участники ТРЗ, стало ясно - все решит третий спецучасток.

Броуновское болото

Справедливости ради надо заметить, что первый экипаж прошел трясину довольно легко (автомобиль лишь пару раз провалился и немного... покопал грунт колесами). Но следующим по его пятам (или, правильнее сказать, следам) экипажам досталось по полной программе. С каждым пройденным метром машины погружались все глубже, и скоро появился первый "намертво" засевший (правда, саму точку экипаж взять успел). Тут-то, собственно, все и началось. Несчастное болото в момент раскатали до состояния киселеобразной каши, и пока "прилипшие" экипажи медленно тянулись на лебедках, к месту приезжали все новые участники. Сначала было наметилось какое-то подобие обычной в таких ситуациях очереди, но потом кто-то из вновь прибывших объехал всю уже плотно стоявшую компанию и тоже начал подтягиваться к точке, но уже поперек движения. Это-то и стало "началом конца"...

Буквально через несколько минут болотце оказалось буквально нашпиговано разномастной внедорожной техникой, промеж которой, перепрыгивая через хаотично натянутые тросы, шныряли штурманы. А еще через какое-то время в это броуновское движение стали вклиниваться квадроциклы. Итог печален: даже те, кто точку уже взял, не могли вовремя выбраться из этого злополучного места, и в результате даже фавориты соревнования получали обидные незачеты.

Для Nissan Patrol Владимира Турышева и Владимира Федорова болото оказалось серьезным испытанием. А когда стало очевидно, что они не успевают, ребята решили срезать и оказались на... трассе ТР2. Итог - поломка автомобиля и пешее возвращение в лагерь.

По разным трассам

Но не думайте, что дальше все стало просто. Шестидесятикилометровые трассы хоть и были по трофийным меркам суперскоростными (лесовозные колеи пересохли и перестали представлять
угрозу), но болота вдоль ЛЭП ведь никто не отменял... В этих хлябях посидеть успели все. Но больше всего досталось ТРЗ. Кто-то, не уложившись во временной норматив пролога, стартовал в самом конце, кто-то просидел в болотах, но факт остается фактом: ни один экипаж в этой категории не смог прийти вовремя на финиш CV-2.

Экипаж, состоящий из двух штурманов, заметен сразу: оба в грязи и оба возятся с лебедкой. Вообще-то пермяки Алексей Еркаев и Михаил Макаревич на внедорожных соревнованиях штурманят в разных экипажах, но, поскольку пилоты не смогли выйти на старт, на этот раз им пришлось объединиться.

Вдоль ЛЭП

Но не думайте, что все трудности выпали исключительно на долю ТРЗ, автомобилям и экипажам ТР2 тоже приходилось несладко. Например, уже когда начало смеркаться, а до закрытия финиша оставалось не больше часа, последний из стартовавших на СУ-2 добрался наконец до первой действительно серьезной преграды... Двигаться нужно было вдоль ЛЭП с хлипкими столбами и чахлыми березами. Но в этом месте уже "сидело" три машины - а тут четвертая! Надо отдать должное Владимиру Турышеву: его экипажу удалось довольно быстро проскочить затопленную низину, оставив позади два автомобиля из трех.

Однако дальше не задалось. После долгих неудачных попыток отыскать уже в потемках подъезд к очередной точке было принято решение поворачивать к лагерю, тем более что отведенное время неумолимо истекало. Но лучше бы они возвращались через болото... Подтопленная лесная дорога - не самое подходящее место для ночной прогулки. Ее итогом стала поломка, ночь в лесу и почти пятнадцати километровый переход до лагеря.

Этот коварный брод через небольшую канаву с отвесными берегами стал последней серьезной преградой на пути участников Okami Challenge. Дело в том, что вокруг - чистое поле, и цеплять лебедку было просто не за что. Большинство экипажей сначала пыталось взять его ходом, потом - протолкнуть, откопать, подложить под колеса сендтраки или (если повезет) залебедиться за автомобиль соперников.

Финишная канава

СУ-З тоже не обошелся без приключений. Началось все с того, что экипаж Алексея Кузнецова и Сергея Валеева (ребята выступали в ТР1, и в этот день точка старта у них находилась в 30 км от лагеря) 45 минут простоял на железнодорожном переезде, в результате чего опоздал к старту на минуту. Понятное дело, это их не остановило, но в итоге завсегдатаи пьедестала остались без наград. А тем временем лидеры гонки уже почти вышли на финишную прямую. Но в том-то все и дело, что лишь "почти"... После очередной подтопленной и заросшей кустарником ЛЭП их ждал брод через мелиоративный канал. Водоем неглубокий, но с обрывистыми берегами. А главное - впереди поле, а стало быть, цеплять лебедку не за что.

Пока суд да дело, к злополучной канаве подъехали Андрей Будин и Дмитрий Поспелов. Вновь прибывшие посмотрели на возню в грязи и... спокойно объехали канал по кустам, что росли несколькими десятками метров правее! За всеми этими действиями небо потемнело, и разразилась долгожданная короткая гроза. Ее бы вчера, да на колеи... Впрочем, сильно раскиснуть почва не успела.

Экипаж Андрея Будина й Дмитрия Поспелова (УАЗ) рказывает помощь Сергею Горну и Алексею Заславскому (TIC 70). Попытка не увенчалась успехом. Тем не менее с помощью хай-джека и лебедки екатеринбуржцам ejijsjre удалось привести свою Toyota на первое м$п€ в ТР1.

Классовые перестановки

Ha этот раз в ТРЗ не стартовали такие фавориты, как екатеринбургский экипаж Андрея Копылова и Павла Русинова или победители прошлогоднего сезона (еще один экипаж из Екатеринбурга) Сергей Горн и Алексей Заславский. Свои "построенные" по ТРЗ УАЗы ребята сменили на представителей японского автопрома, и теперь оба экипажа участвовали в ТР1. Кстати, именно Горн и Заславский и заняли там первое место, потеснив многих пермских лидеров класса. Что же до Копылова и Русинова, то они показали третий результат.

Не обошлось без классовых перестановок и в лагере пермяков. Экипаж отца и сына Рината и Насибуллы Хабибуллиных тоже пересел с УАЗа на Land Cruiser 70, но успел машину подготовить и перебрался из ТРЗ в более близкий ТР2. Правда, догнать земляков Андрея Будина и Дмитрия Поспелова (они занимают первые места уже который сезон) и гостей из Челябинска - Сергея Смирнягина и Евгения Осыко - им все-таки не удалось. В итоге - лишь третьи. Что же касается ТРЗ, то здесь результат стал одновременно и предсказуемым и неожиданным. После трехлетнего перерыва в трофи вернулись братья Вадим и Алексей Макаровы. Вернулись и сразу же стали первыми.

Из-за сухой весны в лесах под Екатеринбургом начались пожары. И так уж вышло, что часть трассы Okami пролегала через горящий лес. Ввиду этих обстоятельств категорический запрет на разведение костров во время гонки стал еще более актуальным.

Текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ

Олег Майоров
Организатор Okami Challenge, президент клуба OFF ROAD, г. Екатеринбург

Олег Майоров

Мне удалось сделать трассу с адреналином

В этом году трасса получилась скоростная, и нужно было, чтобы участники равномерно распределились. Представляете, что получилось бы, если выпускать шестьдесят машин с двухминутным интервалом? Но собрались автомобили одного уровня - и началось... Я участников собрал потом и говорю: "Ребята, так не делается! В трофи же простой закон: кто первый зацепился, тому не мешают - он тянется!" То есть люди своими руками создали эту ситуацию, а потом сами же там и засели. Это происходит от неопытности участников. В результате большинство спортсменов на ТР2 и на квадроциклах проехали, а ТРЗ и несколько новичков из ТР2 увязли. Это было задумано, и я считаю, мне удалось сделать трассу с адреналином. Раньше и трассы делались под монстров на больших колесах, у которых по три лебедки. Неудивительно, что количественное наполнение таких соревнований шло вниз. Мне здесь удалось сделать гонку на внедорожниках и квадроциклах, которым кое-где помогает лебедка. Правда, это "кое-где" - часто! Но такого, что утонули - и плывите, как хотите, у нас нет.


РЕЗУЛЬТАТЫ

Okami Challenge - I этап Кубка Урала по трофи-рейдам, I этап GP Russia, I этап Чемпионата России по ATV

ТРЗ
1 МАКАРОВ Вадим / МАКАРОВ Алексей - Wrangler Rubicon Sport
2 ЭЙСМОНТ Олег / МАТКИН Игорь - Toyota Land Cruiser 70
3 ЩЕРБИНА Константин / ПОСТАНОГОВ Александр - Toyota Land Cruiser 70

ТР2
1 БУДИН Андрей / ПОСПЕЛОВ Дмитрий - УАЗ 31519
2 СМИРНЯГИН Сергей / ОСЫКО Евгений - Toyota Land Cruiser 72
3 ХАБИБУЛЛИН Ринат / ХАБИБУЛЛИН Насибулла - Toyota Land Cruiser

ТР1
1 ГОРН Сергей / ЗАСЛАВСКИЙ Алексей - Toyota Land Cruiser 70
2 ИЗРАИЛЕВ Максим / СУДНЕВ Дмитрий - Mitsubishi
3 КОПЫЛОВ Андрей / РУСИНОВ Павел - Toyota Land Cruiser

ATV Open
1 НОВИКОВ Андрей / НОВИКОВ Сергей - Yamaha Greezly / Can-Am
2 ШУХАРДИН Александр / ДОРИЙСКИЙ Дмитрий - Yamaha Greezly
3 ГРИГОРЬЕВ Лев / ЗАБОЛОТСКИЙ Александр - Yamaha Greezly

ATV Original
1 СМИРНОВ Денис / КУЧКОВ Алексей - Yamaha Greezly 700
2 ЕРЕМИН Михаил / МИТИН Олег - BM 500
3 БАРАНОВ Николай / КОМИССАРОВ Николай - Oullander 400

 
на главную
  вверх