Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


ХАЙ, ДЖЕК!

Подготовленный к трофи-рейдам прототип, да и вообще, любой джип, нацеленный на борьбу с бездорожьем, невозможно представить без джентльменского набора, в который входит, помимо лебедок и шин, хай-лифт (хай-джек).

О девайсе

Реечный домкрат придумал в 1895 году американец Филипп Джон Харра. Он сразу понял, что изобрел гениальный универсальный инструмент для фермеров. Харра назвал свой домкрат Automatic Combination Tool и начал рекламировать его как "инструмент, способный приподнимать, тянуть, толкать, поддерживать...". Однако первыми заинтересовались изобретением отнюдь не фермеры, а автомобилисты.

Хай-лифт мало изменился за 100 лет, лишь на смену деревянной рукоятке, использовавшейся в первых моделях, пришла стальная. Хай-джек состоит из опорного башмака, стальной дырчатой рейки высотой 107, 122 и 152 см, подъемного механизма с двумя стальными пальцами, которые "ездят" по рейке, и рукоятки-рычага. Hi-Lift Jack Company (США) выпускает два вида реечных домкратов: "красной" и "черной" серии. По заявлению производителей, "красная серия" полностью изготовлена из чугуна, за исключением стальной рукоятки, болтов и опорных пальцев. В "черной" часть деталей, в том числе опорная площадка, верхняя проушина и некоторые рычаги механизма, стальные. Рейки у обоих вариантов одинаковые.

Нюансы использования

Основная функция хай-джека поднимать, но он способен также толкать, перемещать, тянуть, сжимать и т.п. В продаже можно найти новейший тип домкратов Hi-Lift X-Treme, модели ХТ-485 и ХТ-605, которые работают как ручная лебедка. Хай-лифт поднимает машину быстро и на большую высоту, но тут есть один момент: хай-джек совершенно не предназначен для удержания поднятого автомобиля в стабильном положении. Как только подъем начался, вся конструкция становится неустойчивой и запросто может рухнуть даже при незначительном перекосе. Поэтому автомобиль должен твердо стоять на месте. Стоит задействовать все доступные в сложившейся ситуации меры предосторожности: ручник, включение скорости или блокировку центрального дифференциала, положить упоры под колеса.

Следующий шаг - оборудование площадки для хай-джека. Она должна быть плоской, ровной и прочной. На мягкой и сыпучей поверхности понадобится какая-нибудь подложка (специальная офф-роуд опора, фанера, доски, сэнд-трэки и т.п.), чтобы домкрат не утопал в земле. После подъема автомобиля на нужную высоту рукоятку обязательно надо поставить в вертикальное положение. После каждых нескольких "качаний" подгадывать под колеса сэнд-трэки, бревна или доски, уменьшая тем самым высоту возможного падения. Когда настало время опустить груз, прежде всего убедитесь, что рукоятка находится в вертикальном положении, только тогда переключите рычажок фиксатора в нижнюю позицию.

Что почем?

- Надувные домкраты обойдутся от 3500 руб. до 5300 руб.
- Реечные - от 4500 руб. до 6000 руб.
- 605 Hi-Lift X-TREME Jack (152 см, максимальная нагрузка 3500 кг) стоит 6000 руб.
- Hi-Lift JACK 605 (высота 150см) - 495 руб.
- Hi-Lift JACK-604 (высота 150см} - 4800 руб.
- Hi-Lift JACK-485 (высота 120см) - 4550 руб.
- Hi-Lift JACK- 484 - 4500 руб.

Ремкомплект для хай-лифта стоит 1300 руб, подставка по хай-джек Off-road Base --2500 руб., бампер-лифт Hi-Lift - 1700 руб.

Владимир Турышев, пилот экипажа "Вилс" (Nissan Patrol)

"Хай-джек - очень нужная, просто необходимая на трофнйных гонках вещь. Хай-джек нас часто выручает. Высоты подъема хай-джека бывает достаточно, чтобы передвинуть засевшую машину, переместить и выехать. Поднимаешь перед автомобиля, чтобы потом лебедкой легче было работать. Хай-джек - очень опасный предмет. Если второпях не очень хорошо поставить стопор, то он самопроизвольно опускается, в этот момент ручка-рычаг, с помощью которой поднимают автомобиль, хаотично начинает двигаться - можно достаточно серьезно травмироваться. Бывали случаи, когда ломали челюсти, руки, пробивали головы. Для машины с большими колесами нужно брать самый высокий хай-джек, потому что в сложных условиях гонки, в болотах, запас высоты дает возможность поднять машину как можно выше над поверхностью. И еще, для того чтобы пользоваться хай-джеком в условиях трофийных гонок, нужно дополнительное оборудование - так называемое в народе "буратино". Деревянная площадка вколачивается из четырех досок размером сорок на сорок, пятьдесят на пятьдесят. Она нужна для того, чтобы в болоте хай-джек не утонул".

Алексей Еркаев, штурман экипажа "Зеленая козявка" (Land Rover Discovery)

"Хай-джек используется тогда, когда у автомобиля сломалась лебёдка и другого средства для вытаскивания машины нет, если где-то спустило колесо или когда автомобиль необходимо поднять на большую высоту. Домкрат выручал нас много раз. Был случай, когда на "Зелёной козявке" утонули оба моста и пришлось использовать домкрат, чтобы поднять автомобиль и подвязать к нему мосты. При работе с хай-джеком нужно следить за его рукояткой. Если при поднятии автомобиля рукоятку бросить, она может сработать в обратную сторону. И тогда несчастный случай неизбежен. Хай-джек подбирают под размер автомобиля. Если машина с высокой посадкой, то хай-джек нужен максимальной длины. Если автомобиль невысокий, допустим "Нива", то хватит и короткого хай-джека".

Дмитрий Щелкунов, пилот автомобиля УАЗ

"Лично я пользуюсь хай-джеком довольно редко, но бывают ситуации, когда он просто необходим. Расскажу пример. В деревне Усть-Койва на УАЗике едем по берегу Чусовой, проваливаемся в глубокую лужу. Зацепиться не за что. Вставляем хай-джек под большой камень, зацепляем за него лебедку... Хай-джек погнули, зато машину вытащили. Я считаю, что хай-джек лебедку заменить не может. Это разные, но одинаково необходимые на бездорожье вещи. Чем больше дорожный просвет, тем выше должен быть хай-джек. Иначе его погнет".

Журнал "Фаворит дороги" №10, октябрь 2007

 
на главную
  вверх