Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


Усовершенствованный "лендровер" "Зеленая Козявка" - победитель многих состязаний

МЕЖДУ ТОПЬЮ И БЕТОНОМ

Для пермских любителей внедорожного спорта разгар сезона. В июне они тонули в болотах под Екатеринбургом, где проходил второй этап GP Russia и второй этап Кубка Урала и Сибири по трофи-рейдам "Вогульские дебри-2007". В июле состязались на своей территории в "Летнем джип-триале". В августе готовятся к участию в III этапе чемпионата России (IV этапе Кубка Урала и Сибири) 2007 года "Железный перебор", который состоится в Тюмени. Эти соревнования сегодня собирают тысячи болельщиков, но не приносят практически никаких дивидендов самим участникам. Более того, удовольствие топить машины в болоте и загонять их на скользкие от дождя груды бетонных плит стоит им недешево.

Движение любителей бездорожья зародилось в России в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда они стали собираться в клубы, проводить первые соревнования (благо, отечественные просторы и качество большей части дорог к тому располагают). В России официально трофи-рейды были признаны национальным видом спорта в 2003 году, благодаря соглашению между Национальной Ассоциацией Трофи Клубов с Российской автомобильной федерацией (РАФ). "Пермский клуб любителей бездорожья" получил статус юридического лица летом 2004 года и стал называться "Пермский внедорожный клуб" (ПВК).

Сегодня ПВК - некоммерческая организация, объединяющая любителей автоспорта и профессионалов. Она занимается подготовкой, организацией и проведением местных внедорожных соревнований, в числе которых популярная в Перми серия "Уральский ухаб", джип-триал, трофи-рейд "ТелекомТрофи", GPS-ориентирование, гонки на снегоходах, квадроциклах, ледовые гонки, экспедиции. Пермяки участвуют и в общероссийских соревнованиях-чемпионате и Кубке России по трофи-рейдам.

Среди джиперов есть те, кто едет на соревнования за свой счет, и те, кто находит спонсора (как правило, в этой роли выступает организация, где экипаж работает). В число партнеров клуба входит целый ряд пермских компаний - "ТелекомПлюс", "Вилс", "Новомет", Пермский завод силикатных панелей (ПЗСП). Их названия носят и экипажи, стоявшие у истоков внедорожного спорта Прикамья. В этом кругу есть свои кумиры: экипажи "ПЗСП", "Вилс", "Телеком", "Амкар", "Грызлик". Любимцем публики давно стал внедорожник "Зеленая Козявка", построенный на базе "лендровера".

К профессионалам, составляющим костяк клуба, с каждым годом присоединяется все больше любителей. Причем страдают этой "болезнью" не только состоявшиеся бизнесмены, чувствующие потребность в эмоциональной разрядке и экстремальном отдыхе, но и молодежь. Статус, возраст, род занятий человека в обычной жизни для этого увлечения неважны. А вот наличие денег - практически обязательное условие.

Для того чтобы стать джипером, надо иметь специально подготовленный внедорожник (полноприводный автомобиль или квадроцикл), оснащенный современным навигационным оборудованием. Многие спортсмены предпочитают использовать и предназначенный для работы в экстремальных условиях компьютер (как правило, это различные модели Toughbook корпорации Panasonic). Обязательным также считается членство в одном из внедорожных клубов (в каком именно - вопрос чисто географический). Пожалуй, именно последний фактор является принципиальным (техника - дело наживное), потому что даже самая лучшая машина может сломаться или просто безнадежно застрять, и тогда помощи, кроме как от таких же сумасшедших джиперов, ждать не приходится. Да и сама организация внедорожных "покатушек" - занятие достаточно хлопотное.

В идеале для трофи-рейда и джип-триала нужны по-разному подготовленные автомобили. Не случайно сегодня это разные дисциплины, ведь между суточной ездой по мягкому лесному грунту и болотам разных категорий сложности и пятиминутным сражением с булыжниками, крутыми откосами и бетоном есть существенная разница. На деле же получается, что на эти соревнования ездят одни и те же люди, и боевые машины у них те же самые. Более того, все они на своих автомобилях ухитряются участвовать еще и в соревнованиях "Уральские ухабы" - гонках по бездорожью, обладающих скорее раллийным характером (болото трофийным "монстрам" не страшно, а вот разогнать в грязи такую машину - в отличие, например, от стандартной "Нивы" - оказывается совсем не просто). Не случайно именно "Ухаб" стал в Перми наиболее массовым автомобильным шоу, неизменно собирающим многотысячную толпу зрителей.

В трофийных соревнованиях существует три класса автомобилей и один - ATV- квадроциклов. Машины с минимальными переделками (это не значит, что они не подготовлены, есть вещи, без которых в болоте просто нечего делать) попадают в ТР1. Специально построенные для экстремального бездорожья так называемые "котлеты" - в ТРЗ. ТР2 - что-то среднее между ними. Вдаваться в подробности технических характеристик и особенностей каждого класса не имеет смысла, тем более что требования к автомобилям постепенно меняются. Достаточно сказать: первое, что делают с машиной, когда решают отправляться на ней на подобные соревнования, - выбрасывают задний ряд сидений и ставят каркас безопасности, делают защиту от травы, воды и торфа и меняют колеса на те, что побольше. Дальнейшие переделки ограничиваются лишь фантазией, регламентом и - размером кошелька.

Тарас Бондарчук, нынешний пилот любимой болельщиками "Зеленой Козявки", утверждает, что "уазики" на таких соревнованиях уже не так популярны, как прежде. Хотя выбор автомобиля на самом деле зависит от уровня запросов джипера и статуса соревнований. Если это состязания уровня чемпионата России, то там, в основном, участвуют "лендроверы" и "тойоты". И те, кто ездят на машинах, аналогичных "Козявке", говорят, что в Москве такие продают за 1,5-2 млн рублей. Это уже готовый к участию в гонке автомобиль, на который сел - поехал. А "новые" машины, из которых можно начинать что-то делать (впрочем, новыми они не бывают, потому что для экономии чаще всего покупаются подержанные автомобили) стоят около $15 тыс.

Но машину купить - это еще не все. По словам Тараса Бондарчука, около $7-8 тыс. стоят мосты "лапландеры", дальше идут резина, лебедки, навигация. Как минимум - GPS-навигатор, который стоит от $300 (самый простой) до $1000 (многофункциональный). Это как в туристическом снаряжении - денег можно потратить столько, сколько есть. Потому что можно иметь четыре комплекта резины под четыре типа покрытий, молено купить себе свой персональный автовоз, полную "техничку" со всеми генераторами и собственный гараж. А уж как часто ты будешь менять лебедки или, например, мосты новые покупать, вообще не известно. "Многие считают, что построить машину самому и дешевле, и лучше. Когда начинаешь ездить, начинаешь понимать, что в машине нравится, что не нравится, что ты хочешь доделать или переделать. В принципе, чтобы за год подготовить к состязаниям машину, надо рассчитывать на сумму от $1 млн до $2,5 млн (это если хорошо "упаковаться"). Правда, после всех этих процедур потребности в ремонте техники как таковом чаще всего нет: платить за ремонт - дороже, чем просто за обслуживание. При этом кто-то обслуживается в сервисных центрах, у кого-то свой механик, который является по совместительству менеджером команды, готовит поездку и машину, получая за это что-то вроде зарплаты. Что касается самой гонки, то на нее уходит 30-40 тыс. рублей, включая стартовый взнос, провиант, проезд, перевозку автомобиля, поскольку они уже не ездят по дорогам общего пользования", - поясняет Тарас Бондарчук.

Несколько более дешевое увлечение - квадроцикл. "Ездить на квадроцикле - однозначно дешевле и ремонтировать его проще, хотя хороший квадроцикл дороже машины", - говорит директор Пермского внедорожного клуба Александр Постаногов. На тех соревнованиях, где он не занят организацией, Александр сам с удовольствием участвует в гонке, выступая на "тойоте" класса ТР3 или на квадроцикле.

- Квадрик, на котором можно выехать в лес, стоит от 340 тыс. рублей. Плюс на него надо поставить GPS-навигацию. Он раза в три дороже, например, "уазика" но с ним уже практически ничего не надо делать - ремонтировать иногда, причем на станции. А с покупки автомобиля все только начинается. И пока в нее своими руками не залезешь, результата не получишь, - говорит гонщик.

- В любом случае вывод: такие состязания - абсолютно не рентабельное занятие, таких призовых фондов нет в принципе. Да это и не имеет принципиального значения: ну подарят лебедку или колеса, - поясняет Тарас Бондарчук.

Еще одна статья расходов - ремонт после гонок. "Самый дорогой ремонт "уазика" был однажды, когда в прошлом году на "Ухабе" у меня пробило масляный фильтр, и я полкруга проехал вообще без масла. После этого я "откапиталил" двигатель: там что-то поджимали, еще что-то делали с ним - 40 тыс. рублей вышло. В общем, я понял, что дешевле было купить новый мотор. Когда машина уже в состоянии подготовленности, и ты перестаешь обращать внимание на вмятины и трещины на стекле, техническое восстановление стоит не так дорого, как может показаться. На ремонт "уазика" после гонки уходит примерно 15-20 тыс. рублей. А на "Козявке", поскольку она - иномарка, запас прочности и надежности гораздо выше, ремонт проводится только вследствие износа. В общем, не надо каждый раз после гонки менять мосты и тратить на это тысячи долларов", - рассказывает Тарас Бондарчук.

По словам организаторов соревнований, бюджет самой гонки формируется из четырех источников: это взносы от спонсоров соревнования, деньги от РОСТО, реклама и стартовые взносы. "Стартовые взносы составляют примерно половину бюджета, а иногда, к сожалению, даже большую его часть. А расходная часть может быть бесконечной, все зависит от уровня соревнований. Расходы на проведение одной более или менее крупной гонки - "Ухаба" или трофи-рейда измеряются сотнями тысяч рублей. Это и заработная плата судей, и подготовка трассы, и горюче-смазочные материалы, и аппаратура. Если мы хотим, чтобы присутствовала медицина катастроф, пожарные, охрана общественного порядка, за это надо платить. А как провести соревнования, например, без врача? Нужно организовывать и туалеты, и вывоз мусора. Очень много затрат идет на полиграфию: наклейки, номера, дипломы и медали. Поэтому призовые отодвигаются на самую последнюю строку, на них идут остатки", - говорит Александр Постаногов.

По словам эксперта, в этом деле все взаимосвязано: если объявить хороший призовой фонд, то и народу может поехать больше, а значит, будет больше стартовых взносов. Ну а размер стартовых взносов зависит от продолжительности соревнований.

Самые дорогие - трофийные соревнования. Участие в суточной гонке стоит порядка 6-8 тыс. рублей (аналогичная гонка российского уровня может быть и дороже). Но там и расходов очень много: более длительная подготовка и разведка трассы, большая судейская бригада. Но на самом деле многое делается за счет труда волонтеров: судьи получают копейки, организаторы - и вовсе ничего, а иногда и сами выступают спонсорами. Дороже всего в трофи-рейдах всегда обходилась эвакуация. Сейчас эти проблемы решают сами участники - за свой счет. Это предостерегает народ от залезания в какую-нибудь особенно гадостную местность: все знают, что машину придется искать и доставать самим.

Самые дешевые внедорожные приключения - экспедиции: тут все едут за свой счет. Но минус в том, что за свой счет едут и организаторы - это просто волонтерское мероприятие. Но там и машины не ломаются. Экспедиции - скорее отдых, хотя для активистов клуба это в первую очередь все-таки работа. "Два года ездим и организовываем экспедиции бесплатно. Но, конечно, хотелось бы сделать всем наклейки на борт и футболки с названием экспедиции, чтобы все были в одной форме и выглядели как команда - тогда это будет совсем другой уровень. Может быть, мы и будем собирать какую-то символическую плату, чтобы люди получили футболку и кепку на память, коллекционировали не только наклейки соревнований, но и экспедиционные. В конце концов, мы потом и на сайте все это описываем, и фотографии публикуем", - говорит Александр Постаногов. "Народ точно не за деньгами ездит по бездорожью", - констатирует Тарас Бондарчук.

Елена ОЛЬХОВСКАЯ. Фото автора. Журнал "КоммерсантСпорт" №150, 22 августа 2007 г.

 
на главную
  вверх