КАК УЧАСТВОВАТЬ ВО ВНЕДОРОЖНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ? 10
ПОЛЕЗНЫХ ОТВЕТОВ
КАКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ БЫВАЮТ?
Off-road имеет несколько направлений, самыми популярными из которых
в Пермском крае являются трофи-рейды, джип-триалы, джип-спринты.
Последний тип соревнований - джип-спринт - представлен серией
"Уральских Ухабов", проходящих три раза в год: весной,
летом и осенью. Трасса на "Ухабе" - это большой замкнутый
круг со скоростными и частично внедорожными участками (бродами),
однако уже в этом году формат соревнования изменится - все более
заметным станет переход к джип-спринту.
|
|
Прототип Toyota Land Cruiser. Передняя
лебедка
|
Большей подготовленности требует от участников джип-триал,
недаром trial с английского переводится как "испытание".
Это соревнования на специально подготовленных и стандартных полноприводных
автомобилях на ограниченной, сильно пересеченной трассе естественного
или искусственного происхождения, задачей ставится прохождение
максимального количества специально установленных курсовых ворот
в заданное время с минимальным количеством штрафных очков, которые
начисляются за сбитые вешки ворот и превышение времени заезда.
Еще один совершенно другой тип соревнований - трофи-рейд. Трофи-рейды
- экстремальный вид спорта, уже давно популярный в Европе и Америке
и с середины 90-х развивающийся в России. Суть трофи-рейдов заключается
в преодолении на специально подготовленной технике бездорожья,
абсолютно непроходимого с обывательской точки зрения. Трассы для
соревнований прокладываются по лесной местности, болотам, заросшим
просекам. Экипажи форсируют реки, пересекают лесные и горные завалы,
проезжают по бродам и гатям. В годы появления в России трофи-рейды
были развлечением для избранных, уделом энтузиастов. Однако количество
трофи-клубов постепенно увеличилось, и сегодня внедорожные гонки
можно назвать увлечением значительной части активного населения
страны.
ЧТО НУЖНО ИЗ ДОКУМЕНТОВ?
Для участия в локальных соревнованиях - только желание. Формальная
часть - заполнение заявки и внесение стартового взноса. Для участия
в более серьезных гонках нужна лицензия, которую приобретают непосредственно
на соревновании.
КАКАЯ НУЖНА ЭКИПИРОВКА?
|
|
"Телеком-трофи-206"
|
Для участия во внедорожных состязаниях, кроме обязательного
для всех видов соревнований шлема, вообще-то больше ничего не
надо, но участники надевают дополнительно на трофи-рейдах специальные
дышащие комбинезоны: и в болото ранней весной не холодно прыгать,
осенью они тоже не подведут. Что касается триалов и джип-спринтов,
поскольку по времени они не продолжительны, то участники в Пермском
крае дополнительно никакой специальной одежды не используют.
КАКИЕ БЫВАЮТ СПОРТИВНЫЕ ВНЕДОРОЖНЫЕ АВТОМОБИЛИ?
Существуют несколько классов машин - общепринятые классы: ТР-1,
ТР-2, ТР-3, а также специально введенные в Пермском крае упрощенные
классы для локальных (но не малочисленных!) мероприятий.
В классе ТР-1 выступают практически стандартные автомобили с массой
не менее 800 и не более 3500 кг с колесами диаметром не более
820 мм (32 дюйма); в класс ТР-2 попадают автомобили с серьезным
изменением конструкции, но внешне выглядящие как серийные; класс
ТР-3 - это прототипы оригинальной конструкции, внедорожные "монстры",
построенные исключительно для участия в соревнованиях.
Минимальный комплект, входящий в список оборудования подготовленного
автомобиля: лебедка (от одной до трех), каркас безопасности, доработанная
подвеска, герметизированный моторный отсек с выведенной на уровень
крыши трубой для забора воздуха (шноркель) и GPS-навигатор.
В триале автомобили делятся на два класса, различающиеся между
собой по размеру колес: до 32 дюймов включительно и более 32 дюймов.
Во всенародно любимой "Ухабе" все еще проще: 1-я зачетная
группа - "Стандарт" - легковые полноприводные автомобили
в стандартном заводском исполнении, 2-я зачетная группа - "Спорт"
- легковые полноприводные автомобили, не вошедшие в 1-ю зачетную
группу.
АВТОМОБИЛИ КАКОЙ МАРКИ БОЛЕЕ ВСЕГО ПОДХОДЯТ ДЛЯ УЧАСТИЯ В OFF-ROAD?
Для участия в традиционных соревнованиях сгодятся даже обычные
полноприводные автомобили ("УАЗ" или "Нива").
|
|
Джип Андрея Будина на болотах Прикамья
|
Наиболее популярные марки для участия в off-road
- "УАЗ", Land Rover. Toyota Land Cruiser 70, 80, Nissan
Patrol. Для соревнований не обязательно покупать новый автомобиль,
можно приобрести "бэушный" (в районе $8000), однако
следует помнить, что это будет "голая" машина, требующая
серьезных технических усовершенствований. В трофи техника решает
если не все, то многое.
КАК ПОСТРОИТЬ ТРОФИЙНЫЙ АВТОМОБИЛЬ?
Если вы не работаете механиком в автосервисе, то лучше поручить
это дело профессионалам. А что именно делать, какие аксессуары
приобрести, какую резину выбрать, подскажут в "Пермском внедорожном
клубе".
КАК ПОДСЧИТЫВАЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В "Ухабе", начиняя с этого года, введена олимпийская
система, без учета времени: если в заезде участвуют две машины,
то одна, приехавшая первой, переходит т следующий уровень, а вторая
- выбывает.
В триале каждые ворота имеют индивидуальный вес: чем меньше экипажей
покорило определенные ворота, тем больше их вес и тем больше шансов
у экипажа, через них прошедшего, добраться до пьедестала.
В трофи по результатам фотофиниша спортсменов (экипаж должен предоставить
специальной компоновки фото: машину на фоне КП с одним из членов
экипажа) составляются итоговые таблицы. Вес всех КП заранее оговорен,
"точки" выдаются экипажам на старте,| согласно их сложности.
ГДЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ?
Внедорожный автоспорт - это клубный спорт. Попробовать свои силы
для начала можно в местных соревнованиях. Если вы еще не решили,
насколько серьезным хобби станет off-road для вас, можно просто
поприсутствовать на соревнованиях, пообщаться с участниками, посмотреть
на происходящее изнутри. Возможно, в какой-то момент кому-то из
спортсменов нужен будет штурман, и вам удастся принять участие,
не имея собственного автомобиля. Семинары по пользованию GPS регулярно
проводятся в :Пермском внедорожном клубе".
|
|
GSP-навигатор
|
Если вы начинающий пилот, то вам лучше найти опытного
штурмана ли хотя бы такого человека, который способен разобраться
в GPS. От слаженности работы пилота и. штурмана будет зависеть
конечный результат. Штурмана можно найти во внедорожной тусовке,
можно попробовать взять друга. А вообще, спортсмен в off-road
должен обладать универсальными навыками: быть и пилотом, и штурманом.
КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ РЕГУЛИРУЕТСЯ ВНЕДОРОЖНАЯ ЖИЗНЬ?
Соревнования на Кубок России подчиняются правилам и Положению,
установленными РАФ. Перед соревнованием публикуется Частный регламент,
который нужно читать очень внимательно. Здесь есть все, что касается
требований к технической подготовке автомобиля, описываются правила
проведения соревнований, на каких основаниях идет подсчет результатов,
когда нужно подавать апелляцию и т.д.
ГДЕ ИСКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ?
Самое лучшее - влиться в тусовку и познакомиться с экипажами,
поездить на гонки в качестве зрителя. Довольно много можно найти
информации в Интернете, на сайте Пермского внедорожного клуба.
Там же можно найти контакты других off-road клубов России.
Ольга ФИШЕР, Михаил ШАРДИН. Журнал "Фаворит дороги а"
№4, апрель 2007 г.
|