Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ



ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ ОТ ДОРОЖНЫХ ЯМ. ЗИМНИЙ ДЖИП-ТРИАЛ


Автомобильный внедорожный сезон открыт! 24 марта, в субботу, в Мотовилихинском районе города Перми состоялся I этап Открытого чемпионата Пермского края по джип-триалу "Зимний джип-триал".

В России эта дисциплина автоспорта приобрела статус официальных соревнований в 2003 году, когда стали проводиться официальные чемпионаты Российской Федерации. До этого момента джип-триалы проходили в рамках более масштабных трофи-рейдов, когда на каком-нибудь из спецучастков джиперам предлагалось взобраться на крутую гору, преодолеть каменную реку и тому подобные препятствия. В Европе и Америке история подобных соревнований значительно длинней. "Подобных" - потому что их правила и даже названия в разных странах различны. В большинстве европейских государств - это триал (trial), у нас - джип-триал (jeep-trial), в США - rock-rolling, что можно было бы перевести как ползание или катание по скалам.

В чем суть происходящего?

Вы берете специально подготовленный или даже стандартный (если не жалко и если скал не предвидится) полноприводный автомобиль, выбираете как можно более пересеченную, местность - и отправляетесь преодолевать на нем все возможные там препятствия. В идеале автомобиль должен быть по максимуму облегчен: американцы вообще собирают каркас, устанавливают туда мотор, колеса, руль и сиденья, и так и ездят, - и обладать взрывным характером. Впрочем, практика показывает, что вполне подойдет и трофийная машина.

Для наших, российских, соревнований специально готовится ограниченная, сильно пересеченная трасса, на которой препятствию быть как естественного, так и искусственного происхождения. Это и грунтовые бугры и крутые спуски, и подъемы, и каменные или бетонные насыпи, ямы и овраги. Дальше самые трудные и "заковыристые" препятствия обозначаются парой вешек, которые образуют собой ворота, причем ширина их только на 10-20 см больше ширины автомобилей, а направление прохождения ворот строго обязательно и задается организаторами.

Задача участника соревнований - в течение определенного времени пройти как можно большее число таких ворот с как можно меньшим количеством штрафных очков. Последние начисляются за каждое касание или сбивание вешки ворот, за касание ограничительной ленты или превышение лимита времени.

"Зимний джип-триал" проходит уже во второй раз, и интерес к нему растет. В этом году покататься по вязкому подтаявшему снегу с песком и парой бродов через ручей собралось 28 экипажей. Гораздо больше по сравнению с прошлым годом (тогда 4 машины, сегодня уже 10) приехало настоящих спортивных монстров - серьезно подготовленных, а порой и специально построенных для езды по жесткому бездорожью машин.

Некоторые из них, например, полюбившаяся зрителям "Зеленая козявка", сменили своих владельцев. Сейчас Андрей Аликин (именно он ездил раньше на "Зеленой козявке") строит новую машину (третью уже, надо полагать, "Козявку"), Автомобиль должен быть готов к трофи-рейду "Okami Challenge", который в конце мая пройдет в Свердловской области. Вторую из этих машинок, "Маленькую козявку" (на этих соревнованиях экипаж выступал под №30), так же, как и первую, можно было видеть уже на "Зимнем джип-триале". Кстати, управляет ей девушка. На новой машине открыл этот сезон и победивший в классе "Суперспорт" Владимир Турышев: прошлой зимой, как раз перед "Снежной каруселью" и "Солеными ушами", он поменял свой старый трофийный уазик на "Ниссан".

Вслед за "монстриками" на трассу спецучастков покорять коварные рельефы местности и брать ворота отправлялись не столь сильно переделанные и серийные внедорожники, выступавшие в классе "Спорт". Различались два класса, как всегда в Перми на таких соревнованиях по диаметру колес: до 32 дюймов - "Спорт", более - "Суперспорт".

Участникам в обоих классах предлагалось преодолеть два спецучастка: сначала в бой отправлялись более подготовленные автомобили, за ними шли машины попроще. Еще утром, на жеребьевке, участники соревнований не только получили бортовые и стартовые номера, но и выяснили, кто на какой из двух СУ отправится в первую очередь. После прохождения первого для них спецучастка машины должны были поменяться местами. Наконец, выстрелом сигнальной ракеты был дан старт.

На первом СУ джиперам предлагалось за 4 минуты в произвольном порядке собрать наибольшее количество ворот и успеть вернуться на финишную площадку. Эта секция была более сложной и длинной. Много ворот, много песка, возвышенностей, только-только забравшись на которые приходилось снова ехать вниз, прыгая в головокружительные овраги. Поэтому в общем зачете эта секция имела больший вес.

Зрители с нетерпением ждали, когда же, наконец, кто-нибудь решится взять ворота №50? Для этого на машине придется спуститься в песчаный карьер с почти отвесного обрыва!

Но экипажи один за другим шли по проторенному пути - вслед за первым участником, экипажем "Вилс", который решил не рисковать. Эта тактика принесла "Вилсу" победу: экипаж так никто и не смог догнать. Но на трассе остались ворота №41, которые спортсмены в классе "Суперспорт" брать не стали совсем. Сами они потом говорили, что 4 минуты - это слишком мало, что хочется попробовать проехать везде, но время заканчивается - и едешь к тем воротам, которые пройдешь наверняка.

А вот самые зрелищные 50-е ворота, сквозь которые надо было прыгнуть вниз на глазах тут же собравшихся болельщиков, не остались без внимания. Первым на это отважился экипаж с 19-м бортовым номером. За ним уже по наезженной колее прошли и "Новомет" (экипаж №21), и "Зеленая козявка" {экипаж №25), и некоторые другие команды. Сами организаторы говорили потом, что самое главное здесь - побороть страх и инстинктивное желание нажать на тормоз.

Второй спецучасток представлял собой линейный маршрут, на котором нужно было по порядку пройти 10 ворот. Времени на это давалось еще меньше: всего 3 минуты. Пробивать дорогу в глубоких сугробах к самым трудным из ворот, а заодно для того, чтобы откорректировать их ширину, перед стартом на трассу отправили "Зеленую козявку". Но даже после нее машины все равно утопали в снежном месиве, и участникам (в том числе и самой "Зеленой козявке") никак не удавалось взять все ворота. В итоге десять ворот удалось пройти только четырем машинам: экипажу №13 "Вилс" в классе "Суперспорт" и экипажам №15 "Ураллеспром", №18 "Новомет" (в этой команде участвует несколько экипажей), №2 "ПЗСП" в "Спорте".

Зато посидеть в здешних сугробах успели многие. В этот момент вокруг машины образовывалась толпа помощников, которые всеми доступными способами пытались вытащить собрата из плена. В ход пускалось все: от советов до лопат и лебедок. А кто-то в это время - уже преодолев оба спецучастка - просто катался по берегу, выбирая наилучшую точку обзора. Благо, после ветра и обильного снегопада, все-таки выползло солнце.

Через 45 минут после финиша последнего участника состоялось награждение победителей:

Зачет "Спорт"
1 место - команда Алексей Кузнецов, Сергей Валеев
2 место - команда Андрей Модин, Евгений Загородских
3 место - команда Вячеслав Петухов, Владимир Федоровых

Зачет "Суперспорт"
1 место - команда Владимир Турышев, Михаил Макаревич
2 место - команда Сергей Наугольных, Иван Брезгин
3 место - команда Константин Зыков, Виктор Митюкляев

Елена ОЛЬХОВСКАЯ. АВТОритетный журнал "Иномарка. Пермь" №3, 2007 г.

 
на главную
  вверх