Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ



ВНЕДОРОЖНАЯ ЗИМА


Вот и закончилась задержавшаяся в этом году зима, а вместе с ней - и снегоходный сезон. Два месяца спортсмены из Перми, Екатеринбурга, Златоуста, Нижнего Тагила и других городов Урала гонялись по заснеженным просторам Свердловской области и Пермского края за спрятанными на деревьях "точками" - нарисованными краской цифрами, прибитыми трамвайными компостерами, записками с направлениями и маршрутами. Но обо всем по порядку.

Я заметила однажды,
Как зимой кусты сирени
Расцвели, как будто в мае...
("Я тебе, конечно, верю" из к/ф. "Большое космическое путешествие")


...К середине января снег в очередной раз растаял (и в Перми, и в Екатеринбурге). Дошло до того, что даже за городом местами торчала трава, а на кустах и деревьях начали набухать почки. I этап Чемпионата Урала, I этап Чемпионата Пермского края, первую матчевую встречу "Пермь - Екатеринбург" по GPS-ориентированию на снегоходах - "OKAMI Challenge Winter", как и все последующие, пришлось переносить. В Екатеринбург наши спортсмены уехали на неделю позже, когда там навалило живописные полутораметровые сугробы.

Итак, 27 - 28 января, город Нижние Серги. Посостязаться на "OKAMI Challenge Winter" собралась 31 команда, из них 4 - "Телекомы" (Александр Постаногов / Константин Щербина), "Соленые Уши" (Виталий Белобров / Андрей Васильев), "Джемесон" (Андрей Аликин, Наугольных Алексей / Сергей Опарин, Еремин Алексей), "Пермские медведи" (Радик Саиетов / Олег Романов) - пермских. В каждой команде по два снегохода.

Участникам предстояла скоростная гонка, разделенная на 3 спецучастка, на каждом из которых за небольшой отрезок времени участники должны были собрать в лесу по 7 точек. 2 СУ в первый день и 1 - во второй.

"OKAMI Challenge Winter" приготовил спортсменам немало трудностей: и очень непрочный лед на реках (в том повинна поздно наступившая зима), и работавшие в субботу лесовозы на лесных дорогах (путали уже накатанные и ведущие, ясное дело, прямо к точкам следы). А за день до соревнований выпал свежий снег, и в это "пухляке" некоторые участники с узкими гусеницами "зарывали" свои снегоходы почти до земли.

Но, не смотря на все трудности, наша команда "Соленые уши" выиграла золото.

А недавно я видала,
Как луна в сосновых ветках
Заблудилась и заснула...


II этап чемпионата Пермского края - ночное ориентирование на снегоходах - проходил уже в нашем крае. 2 февраля 2007 года в двух шагах от Иван-горы у въезда на территорию санатория "Юбилейный" (в районе села Гамово) собрались любители снегоходов. Солнце закатилось за горизонт, ночь обещала быть ясной и морозной: еще не сгустились сумерки, а температура уже переваливала за -20.

Впрочем, как рассказывали потом сами гонщики, это мы здесь (на базе) мерзли, а с них на трассе сто потов сошло. Пробовали совладать со снегоходом, перелетающим с сугроба на сугроб на скорости за сотню километров в час? Игрушка легонькая, а дури под капотом... Чтобы удержать снежик, управлять им приходится не только рулем и "газом", но и при помощи собственного веса. Иначе вовремя не повернете, перелетите, перевернетесь... Откапываться потом - тоже та еще физзарядка. Ну и технологические навороты вроде специального костюма или руля с подогревом замерзнуть не позволят.

Задание было следующим: после пуска сигнальной ракеты найти по GPS-координатам 10 точек, спрятанных в окрестных перелесках. За каждый невзятый контрольный пункт начислялась пенализация - по полчаса дополнительного времени. Через час после старта пуском второй сигнальной ракеты было отмечено начало 45-минутной работы КР BAZA. На него стоило вернуться, иначе спортсмены получали двойную пенализацию: стандартные полчаса плюс те самые 45 минут.

Но из шести участвовавших команд (каждая команда состоит из двух снегоходов, но одна - в качестве исключения - на этой гонке оказалась неполной) на этот КП приехали только две - и сразу же получили преимущество по времени. Его оказалось вполне достаточно, чтобы практически сразу претендовать на первые места: даже опоздав на старт, команда "Джемесон" завоевала серебро.

А гонщики тем временем в свете фар и полной луны пытались разглядеть на деревьях точки: благо отмечены светоотражающими полосами. Но не найти точку просто невозможно: подъезжаешь к КП, и каждый раз видишь столько следов, как будто едешь последним - удивлялись на финише призеры. Выезжаешь в поле - и там все изъезжено!

Дело в том, что команды выбирали разные стратегии и маршруты, за одним из которых - как и где ездил Радик Саиетов (команда "Пермские медведи", золото на этом этапе) - в лагере наблюдали с помощью спутниковой системы GPS. Третье же место в ночном ориентировании досталось команде "Телекомы".

А во время звездопада
Я видала, как по небу
Две звезды летели рядом…

Следующий I! этап матчевой встречи "Пермь - Екатеринбург", он же - III этап чемпионата Пермского края "Снежное Сафари-2007" проходил 16-18 февраля в Пермском крае. Сама гонка рассчитана на два дня, но поскольку субботний старт намечен на утро, уже в пятничный вечер покой бывшего пионерского лагеря нарушил рев моторов и суета людей, выгружавших снегоходы и готовивших их к предстоящей гонке.

Впрочем, пятничный вечер перед крупными соревнованиями - традиционное время встреч и братского общения. Так что, пока мы регистрировали участников, инструктируя: "Ни в коем случае не останавливайтесь под железнодорожными мостами - обещали вести отстрел", - и так далее в том же духе, а гости из Екатеринбурга удивлялись, почему здесь так мало снега, если даже у них сугробы намело (обычно за Уральским хребтом осадков выпадает меньше), сами участники вовсю это дело отмечали. До такой степени, что кто-то из . приезжих на следующий день так и не проснулся к старту, но это совсем другая история.

Формат первого гоночного дня - уже давно ставшее привычным GPS-ориентирование. Вам выдаются координаты контрольных пунктов вы отправляетесь их В этот раз точки вставлены так, что, маршруту, не придется особо петлять. Подвох в длине спецучастков: около сотни километров туда и обратно. (До Кунгура на снежике никогда не катались?)

"Туда" - это от базы до Лосиного лога, где гонщикам предстояло преодолеть сразу несколько рубежей. Сначала пообщаться с судьями. Иногда все решают секунды, поэтому лучше поторопиться, а тут еще на одной из точек компостер сломался, и когда об этом сообщила энная по счету команда, пришлось засчитывать КП по старой-доброй "трофийной" фотокомпозиции из снегохода, дерева с точкой и спортсмена между ними (это если не требовавшийся по регламенту фотоаппарат все-таки имелся в наличии) или верить на слово. Далее на пути образовывались мальчики с большими телекамерами и девочки с микрофонами, и все эти люди жаждали услышать хоть что-нибудь. Но какие могут быть рассказы и впечатления, когда они преграждают путь к горячему обеду, в самом деле?! Байки будут вечером, а сейчас впереди огневой рубеж.

Предположительно к этому моменту спортсмены уже пришли в себя настолько, что руки перестали трястись, и возможным стало меткое попадание из ружья по летающим тарелкам. Потому как за каждый промах - штрафная точка из спрятанных где-то в окрестном лесу. А дальше - последний в этот день этап - обратный путь до лагеря.

Когда солнце скрылось за горизонт, а в небе одна за другой высыпали яркие звезды, поднявшийся было до -15 столбик термометра снова стремительно полез вниз.

Телевизионщики уже давно разъехались по домам, мужчины отправились перепроверять точки завтрашнего спецучастка, а нас - представительниц прекрасного пола - оставили в машине на краю деревеньки (п. Горбуново) посреди заснеженного поля, с которого утром спортсмены стартовали - ждать ребят к финишу.

По всем расчетам они должны были быть уже где-то на подходе, но время тянулось, и никого не было видно. Вдруг загорелся далекий огонек в той стороне, откуда должны появиться спортсмены. Нет, всего лишь Венера. И снова. На этот раз никаких сомнений: приближался снегоход, даже мотор уже слышно! Но почему со стороны деревни? Мы приготовились встречать победителей (перцовкой, конечно, и комментариями на тему: а мы вас ждали не оттуда), и тут выяснилось, что это коллеги-организаторы вернулись, наконец, с завтрашнего СУ!

...Первой приехала команда "Пермские медведи", почти сразу за ними - "Соленые уши". И начали шумно выяснять, кто, кого, где, когда и почему обогнал (это же перед самым финишей случилось!), и как вообще, в конце концов, такое могло произойти?! Вот тогда-то первый раз и всплыла аномально-водная засада в арке под железной дорогой.

Лед там держался долго. Но когда орава снегоходчиков ломанулась через единственный проход обратно, протекавшая тут же речка не выдержала, и в воде оказалась команда из Екатеринбурга.

Ох, нелегкая это работа - из болота тащить снегоходы! Первый достали довольно быстро: из арки он уже выехал, его надо было только поставить на твердую землю (снег, то есть}. Выдернули, зацепив за снегоход руководителя гонки Александра Постаногова. А вот со вторым пришлось повозиться.

Сначала, пока буксировали до базы первый, снегоход пытались вытащить вручную. Когда вернулся Александр, попробовали дернуть снегоходом. Но утопленник постоянно соскальзывал: его бы тянуть не вперед, а в сторону, но там - стена. Вытащить снежик удалось только тогда, когда его снова зацепили за второй снегоход, а люди в это время оттягивали трос на себя вбок. После этого прямую дорогу пришлось перекрыть и сделать объезд.

...На следующее утро обещанные -30 (В городе оно, конечно, может, так и было, кто ж спорит?) как-то так незаметно превратились во все -40. Незаметно - это потому, что электронные мозги некоторых машин такие температуры вообразить просто не могут. Как бы там ни было, обладатели более морозостойкой техники все утро спорили, сколько же градусов на самом деле: -39 или -41? Скажу по секрету, без ветра разница даже между -30 и -40 почти и не заметна вовсе (только аппаратура отмерзает и становится совсем уж задумчивой). Разница ощутима, когда воздух, "нагретый" до столь низких величин, вследствие вашего чересчур быстрого перемещения в пространстве, намеревается обветрить ваш же собственный нос. Защитные шлемы в такой ситуации, говорят, вещь жутко холодная.

Но несмотря на все опасения и долгие уговоры снегоходов завестись, пережившая вчерашние приключения часть честной компании на старте собралась.

Формат второго соревновательного дня гораздо интересней: навигация по азимуту. Встречается в гонках не так часто, поэтому перед стартом пришлось провести небольшой инструктаж. В общем-то, все не так страшно: вместо привычных координат вы получаете направление (угол в градусах) и расстояние. Забиваете все это в навигатор, и он вам рисует на карте ту же точку, до которой теперь и нужно доехать. Сложность том, что маршрут у каждого свой, EU-просчитать его заранее нельзя: слишком большая вероятность ошибки из-за погрешностей. А стоит раз приехать не к той точке, как все дальнейшие перемещения потеряют всякий смысл. Выход один - вернуться к последнему верному КП и перепроверить легенду.

Впрочем, все точки находились рядом, а спортсменам то и дело надо было возвращаться на стартовую площадку. Прошло не так много времени, прежде чем финишировала первая команда. Потом были обед, подсчет результатов и награждение. Победу одержали пермяки: золото у команды "Пермские медведи". Серебро вместе с командой "Антолл" отправилось в Н. Тагил, а бронзу увезли "Медведи" из Екатеринбурга.

Я тебе, конечно, верю.
Разве могут быть сомненья?
Я и сам все это видел.
Это наш с тобой секрет.


В субботу, 10 марта, состоялся заключительный IV этап Чемпионата Пермского края по ориентированию на снегоходах "Азимут-Драйв-2007". Снова - Иван-гора. Снова - два спецучастка. Снова - навигация по координатам и по азимуту.

Солнечное, по-весеннему теплое утро. Снег превратился в толстую корку наста, под которой в низинах - все еще рыхлое и вязкое месиво, а на вершинах холмов - сухие метелки травы и репейники.

К старту подтягивались участники и зрители. На последний этап поспорить за призовые места всего чемпионата собралось семь пермских команд. А пока разница между первым и вторым местами всего 25 очков, и именно эта гонка должна стать решающей.

День предстоял длинный, нетерпение . нарастало. На обязательном предстартовом брифинге Александр Постаногов настоятельно рекомендовал спортсменам не тратить время, забивая координаты всех точек (на первом СУ их было 21) сразу. "Все равно же будете останавливаться
- чай, например, попить!" - шутил он. Именно так собирался поступить он сам, уверяя, что лишь этими соображениями объясняется то обстоятельство, что он уедет почти сразу после старта, а вовсе не тем, что знает местонахождение всех КП, как тут же предположили гонщики. (В этот раз точки ставил не Александр.) Поэтому все претензии по поводу, точно бьет GPS или показывает наличие КП в пятидесяти метрах от реального положения, - тоже не к нему. А единственная гонщица Марина Постаногова в это время пыталась придумать, что ответить на вопрос телевизионщиков, страшно ли ей заниматься таким зкстримом.

Наконец, пуском сигнальной ракеты был отмечен старт. Кто-то уехал, другие предпочли задержаться, чтобы ввести все координаты. И именно эта тактика оказалась наиболее успешной. На преодоление первого спецучастка организаторы отвели 4 часа. Но уже через 2 часа 43 минут, собрав все КП, вернулась команда "Джемесон", стартовавшая чуть ли не последней. Без приключений не обошлось. Уже на подходе к финишу один из снегоходов команды едва увернулся от дерева, заработав основательную вмятину. Конечно же помогать чинить снежик собрались все праздно шатавшиеся по базе. Предлагали выправлять, варить, подумывали даже - прочности для - разобрать ближайший забор, но решили просто съездить за запчастями.

А зрителям и журналистам, пока спортсмены охотились за точками, были предложены сразу несколько тест-драйвов: Ситроена и трех снегоходов Yamaha. Дабы почувствовали вкус того самого - страшного - экстрима. Говорят, в это время на трассе какой-то лыжник, судя по следам, прихватизировал, надо полагать в качестве вешдока взятия КП, прибитый к дереву трамвайный компостер - один из тех, которые используются на зимних гонках, чтобы ставить отметки в специальные карнеты.

И вот, наконец, после перерыва на обед, подготовку СУ2 и ремонт началось то, из-за чего гонка и называется "Азимут-драйв". Из 21 точки в легенду второго спецучастка вошло всего 10. Спортсменам надо было найти лишь шесть. Но для каждой команды - свой маршрут. И чтобы узнать, куда ехать дальше, необходимо доехать до следующей точки. Дело в том, что на старте участникам сообщили только направление к первой из них. На искомом дереве, под отметкой КП,
ждал листок с углом и расстоянием до следующей - и так далее.

Быстрее всех, за 41 минуту, разгадала эту шараду команда "Пермские медведи", но как выяснилось чуть позже, им не хватило каких-то мгновений, чтобы занять на этом этапе призовое место. Уже через 10 минут после них к финишу пришла команда "Соленые уши" (по итогам двух СУ у них второе место), еще через 3 минуты - "Джемесон", завоевавшая в этот день золото. Бронза досталась команде "Телекомы".

Елена ОЛЬХОВСКАЯ. АВТОритетный журнал "Иномарка. Пермь" №3, 2007 г.

 
на главную
  вверх