Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ



ПЕРМЯКИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ


Район села Кичаново стал мне уже почти родным. Именно здесь 9 сентября состоялся тест-драйв автомобилей Land Rover. И в эту субботу, 28 октября, я снова приехал сюда, чтобы лично увидеть, как пройдет III этап открытого чемпионата Пермского края среди автолюбителей "Уральский ухаб-2006", организованного совместно администрацией Пермского края, федерацией автомобильного спорта Прикамья, Пермским краевым советом РОСТО (ДОСААФ), администрацией Пермского района и Пермским внедорожным клубом. Минуя аэропорт Большое Савино, сразу понимаю, что поклонников у настоящего мужского спорта в Перми хоть отбавляй. Оставшийся километр дороги до Кичаново превратился в одну большую автостоянку. По обочинам выстроилась целая очередь автомобилей, и чем ближе к месту действия, тем их становилось все больше. Причем автоконтингент самый разнообразный: от простых шестых-седьмых "жучек" до навороченных "Туарегов" и "Мерседесов".

Получив аккредитацию и заветный пропуск "Уральский ухаб-2006. Проход и проезд везде" от пресс-секретаря внедорожного клуба Михаила Шардина, я отправился изучать место будущего действа. Первое, что меня поразило, - это масштабность и серьезность мероприятия. Во-первых, огромная, разбитая на сектора территория, на которой собралось, по меньшей мере, десять тысяч человек. Во-вторых, обилие машин различных спецслужб, несколько пожарных расчетов, карет скорой помощи, радиомашина и машина медицины катастроф. В-третьих, огромное количество людей в форме. Как мне рассказал председатель оргкомитета соревнований Александр Постаногов, ГУВД Пермского края вместе с ОВД Пермского района направили на поддержание порядка более 200 сотрудников, в число которых вошли отряды ППС ГИБДД, Пермского военного института, слушатели пермского филиала Нижегородской академии, частные охранные дружины и казачьи подразделения. Кроме того, с воздуха на высоте 150-170 метров за происходящим следил аэростат, и время от времени курсировал вертолет. При этом один из явных плюсов использования аэростата на соревнованиях заключается в том, что он окажет неоценимую помощь судьям при вынесении объективного и правильного решения.

Так. Мне надо поторопиться занять хорошее место. К тому же через тридцать минут начнется первый заезд участников. Однако, оглянувшись, я понял, что найти удобное местечко довольно сложно. Вдоль каждого ограждения столпилось столько людей, что разглядеть что-либо будет просто невозможно. Ладно. Будем искать. Совершая небольшие перебежки по полю и стараясь не оставить в грязи свои осенние туфли, из которых ноги так и норовили выпрыгнуть, я постоянно напоминал себе, что в статье необходимо будет сказать пару слов о самой трассе... Тут на другой стороне, рядом со вторым бродом, я заприметил брешь. Наконец-то. Пока туда добежал, небольшой коллективчик уже ее зарезервировал. Но все равно какой-никакой обзор у меня появился. Так вот, о трассе. По словам Александра Постаногова, она та же самая, что была на весенних соревнованиях, за исключением того, что она стала скоростной и обзавелась двумя дополнительными бродами, которые к тому же были расширены и укреплены и за счет которых трасса несколько удлинилась. Ее общая протяженность составила примерно 1800 метров. К тому же она получила некоторые пункты, которые участники должны будут либо объехать, либо просто срезать. Самих же участников тоже заметно прибавилось. 69 экипажей - это рекорд для "Уральского ухаба". Среди них есть гости из Ижевска, Верещагино, Чусового, Кунгура и даже Новосибирска. Всех участников разделили на три категории. Первая - "стандарт", включающая в себя 20 экипажей. Вторая - "спорт". Третья - "квадроциклы" (ATV). Экипажи стартуют попарно с двадцатисекундным интервалом между командами. Оценивать мастерство спортсменов традиционно пригласили бригаду судей из Ижевска.

Только я успел занять место, как объявили старт. Первой вырвалась "буханка" с прикрепленными к крыше флагами ЛДПР, за ней - стандартная "Нива". Посмотрел на болельщиков. У всех на лице один и тот же насущный вопрос: смогут ли пермяки одержать победу в очень важном третьем этапе? Ведь победителя выберут по результатам всех трех соревнований. Пока что первые места в двух этапах занимали гости из Ижевска. Однако самое парадоксальное в этой ситуации вот что: в Ижевске недавно прошли соревнования, аналогичные "Уральскому ухабу", так там из шести медалей половину забрали пермяки, заняв первые места. Причем именно пермяк стал чемпионом Удмуртии по внедорожному спорту. Мистика какая-то.

Будем надеяться. А пока "буханка" подъезжает к броду, слегка подтормаживает на склоне, идет юзом и с размаху ныряет в брод. Резкий звук металла, хруст синхронизаторов - и машина уверенно начинает преодолевать огромную лужу, с загнутым кверху бампером она выезжает на прямую. Следом за ней в брод ныряет "Нива". По проторенной "буханкой" колее она съезжает в жидкую грязь, водитель дает газу, и капот машины буквально скрывается под этой жижей. Нет. Тяжеловато для "Нивы" это препятствие. Кое-как она пересекла этот брод, а выбиралась из него под надрывный рев двигателя. Жалкое зрелище.

Вторая часть соревнований была еще экстремальнее, участники ехали еще быстрее, и поломок было еще больше. Все-таки трасса не совсем пригодна для такого автомобиля, как "Нива". И каждая сломавшаяся и заглохшая из них лишь подтверждала мои опасения. Вот моя статистика: "Нива" песочного цвета под номером 14 села в этом злополучном броду, да так, что ее пришлось вытаскивать оттуда полноприводным "КамАЗом", специально дежурившим у этого места. У следующей "Нивы", с номером 28, оторвался карданный вал. "Нива" под номером 7 засела в броде и окончательно заглохла. Добавил печальную картину "УАЗ" под номером 52. Его передняя ось просто треснула пополам. "КамАЗ" опять пришелся кстати. Как говорят сами "ухабцы", если ты пришел к финишу, а у твоей машины ничего не сломано, то ты не очень-то и хотел победить.

Ну а самый "кипяток" хлынул в финальном заезде. Вот где разгорелись нешуточные страсти. Участники уже не церемонились друг с другом. Каждый поворот проходили на более-менее допустимой скорости, некоторых заносило так сильно, что они были близки к опрокидыванию. Воды в броде заметно поубавилось. Зато на подъеме из брода и дальше по прямой образовалась такая непролазная грязевая каша, что машинам с каждым разом приходилось все труднее проходить этот участок. Как, например, Chevrolet Niva под номером 38. Под очень неудачным углом она съехала в брод, в результате чего поломала всю переднюю ось. При этом она заглохла в непросматриваемом месте, прямо в низине брода, поэтому экипаж стал практически незаметным для других участников соревнований, съезжающих на скорости. А "УАЗ" под номером 64 его как раз и не заметил, но в последний момент, к счастью, успел вырулить, хотя все равно боком врезался в заднее крыло "Нивы". Были на соревнованиях и необычные экземпляры. Например, внедорожные хотроуды, переделанный "ЛУАЗ", гордо названный "Зюзиком", самый настоящий
БТР, который, правда, сделал круг лишь для красоты, и "ушастый" "Запорожец", значившийся под номером 70, но не участвующий в этапе.

Особенно меня поразили соревнования в категории "квадроциклы". В принципе, это достаточно быстрые аппараты, довольно легкие и при этом требующие определенной сноровки и умения, чтобы удержаться от опрокидывания, особенно на таких буграх, какие были здесь, и особенно при спуске в брод, где уже все изъезженно машинами, оставившими после себя глубокие колеи. В общем, когда участники въезжали в эту грязь, погружались по пояс в холодную воду, затем пытались вытащить и себя, и свой квадроцикл из этой засасывающей жижи - зрелище, скажу я вам, не для слабонервных.

После того как финальный заезд закончился, все болельщики устремились к стартовой площадке, к импровизированной сцене, сооруженной на бортовом "КамАЗе", чтобы услышать результаты. Но вместо этого зрителям предложили либо бесплатно прокатиться на БТР, либо поучаствовать в конкурсах, первый из которых - конкурс любительских заездов. Его суть проста: любой желающий на своей машине становится на стартовую линию, выключает двигатель, включает нейтраль, к бамперу прицепляется трос, и пятеро добровольных молодчиков тянут его вместе с машиной метров сто до финиша. Соревнование парное. Первыми выступали "девятка" и "двенадцатая",
которой в этом турнире повезло больше. Следующими состязались "ЛУАЗ" и Chevrolet Niva. Несмотря на то что "Нива" явно тяжелее выходца из Украины, она выиграла. Ну и в финальном поединке сошлись "ВАЗ 2112" и Chevrolet Niva. Победила опять же команда самых быстрых и выносливых "вазовцев". Призом в этом конкурсе стал ящик шампанского. Во втором конкурсе от участников также требовалась хорошая физическая подготовка. Нужно было кинуть увесистую 1б-дюймовую покрышку как можно дальше. Причем засчитывалось то расстояние, которое она пролетит, а не прокатится. Желающих поучаствовать оказалось предостаточно. Только вот тяжела оказалась покрышка. Лишь одному пермяку удалось кинуть ее дальше всех. За что он и получил приз - автомобильный ЖК-телевизор.

И вот наступил долгожданный момент - награждение победителей. Но и здесь всех ждал сюрприз. Спонсоры соревнований учредили свои необычные номинации, за которые они выдавали поощрительные призы: Самый дерзкий экипаж, Самый модный экипаж, Самый глубокий нырок и Тише едешь - дальше будешь. Кстати, последняя номинация была присуждена "ушастому" "Запорожцу", владельцу которого исполнилось уже семьдесят лет. В категории "квадроциклы" (ATV) первое место получил Александр Постаногов. В категории "стандарт" призовое место досталось экипажу из Перми Боровских Андрею и Шачкову Николаю на автомобиле "УАЗ". И в категории "спорт" победу одержал пермский экипаж Будин Андрей и Федоренко Николай.

Если честно, то у меня сложилось двойственное впечатление от соревнований. С одной стороны, я всегда хотел побывать на подобном мероприятии, увидеть воочию этих четырехколесных гряземесителей, проникнуться духом настоящего мужского спорта. Увидеть своими глазами, какой это тяжелый и дорогостоящий вид спорта. В конце концов, поболеть за наших, за пермяков, и вместе с ними порадоваться, что медали остались в Перми. С другой стороны, то, что я увидел, несколько подорвало общее впечатление от "Ухаба". Дело не в организации мероприятия, дело в самих людях, которые пришли на него. Именно они сводят на нет все хорошие устремления организаторов. Представьте себе картину: огромное поле, и через каждые десять метров кучкуются группы людей вокруг небольшого мангала, сделанного из подручных средств. На шампурах красуются куски мяса, рядом стоит огромный рюкзак, доверху набитый алкоголем. Несколько бутылок "белой" откупорено. Хозяева рюкзака уже навеселе и в принципе забыли, зачем сюда пришли и вообще где они. Одно знают точно - они на природе. А что это вокруг столько людей? Надо бы пойти разобраться. После первого заезда можно было наблюдать, как толпа так называемых зрителей уже плавно колышется под порывами сильного ветра. Нет-нет, а кто-нибудь упадет прямо в грязь. После второго заезда ограды как таковой уже не было, и народ вышел на трассу, чтобы получше рассмотреть и косым глазом сфотографировать, как очередной участник преодолеет брод. При этом было жутко видеть, как сильно подвыпивший болельщик падает в грязь, едва не попадая под колеса. Еще не понравилось непонятное поведение тех, кто пил пиво из стеклянных бутылок, а затем выкидывал их в брод в надежде, что кто-нибудь из участников проткнет осколком себе колеса, и вот тогда-то начнется настоящее веселье. Так и хотелось крикнуть: "Товарищи, что ж вы делаете?" Но меня все равно никто бы не услышал, а главное - не понял.

Станислав ЕФИМЕНКО. Фото: Михаил ШАРДИН. Газета "Headliner" №18, 03.11.2006 г.

 
на главную
  вверх