Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ



ВЕСЕННИЙ УХАБ '2006: И В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ СПОРТЕ ВЫИГРЫВАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ

К началу соревнований было заявлено 60 экипажей; состав и категории участников претерпели изменения. В категории "Стандарт" выступали обычные автомобили в штатной комплектации, которые не имеют специальной подготовки и дополнительного оборудования. Подготовленные внедорожники были отнесены к категории "Спорт". Объективности ради параметры каждой категории были четко расписаны регламентом. При этом участники могли перейти из "любительской" категории "Стандарт" в более сложную - при желании бороться на более высоком уровне. А вот обратный переход спортивного автомобиля в любительский класс был запрещен по понятным причинам. От "Ухаба" к "Ухабу" ширится и состав любителей внедорожного экстрима: приходят все новые участники. Большая делегация прибыла на этот раз из Ижевска.

Вообще, стоит отметить: подготовленных машин собралось очень много - гораздо больше, чем стандартных. Это означает, что популярность внедорожных состязаний, да и вообще - экстремальных и технических видов спорта растет. Видимо, городской житель ощущает недостаток в ярких впечатлениях, раз он стремится отдыхать вот так экстремально.

Протяженность трассы, изобилующей горками, ямками и грязевыми бродами, в общей сложности составила около 2200 метров. На месте было определено, что участники пройдут три круга, о чем объявил главный судья соревнований Сергей Швецов. Автомобили стартовали через каждые
15 секунд, а время засекали по итогам всех трех кругов.

По давней уже традиции открыл "Ухаб" самый знаменитый участник Евгений Опарин на своем верном стареньком "Запорожце" (ЗАЗ-965). За почтенный возраст его уважительно называют "Дед". Это даже не прозвище, а вполне официальный статус, и редкий Ухаб обходится без "деда". Удивительна история этого человека, который при своих летах начал участвовать во внедорожных гонках - не ради славы, конечно. Просто было интересно, как он поясняет. Замечательна и его машина - это "ЗАЗ-965" 1968 года выпуска! Автомобиль, который никогда не подводил своего хозяина, - это за 38 лет! Удивительно и то, что испытания внедо-рожьем "Запорожец" выдерживает сравнительно легко - по словам владельца, серьезного ремонта не было ни разу. Конечно, его участие на сторонний взгляд носит чисто символический характер - ни с кем не соревнуясь, "горбатый" в одиночку штурмует броды и не всегда способен самостоятельно дойти до финиша. Но кто посмеет сказать, что такое преодоление недостойно уважения?

Свой упрямый уральский характер "Ухаб" показал уже на ознакомительных заездах. Машины поголовно застревали на бродах. Особенно пострадал "стандарт". Старт спортивных внедорожников был, понятное дело, более резвым, но распаханная "любителями" трасса была крайне неприветлива. Уже на первом броде образовалась целая пробка. Машины в буквальном смысле толкались в скользкой грязи; случались и столкновения.

Но поистине роковым для всех участников стал последний - небольшой и вполне безобидный на вид - брод, заезд за заездом собирающий все более щедрый "урожай". Не удавались даже "кавалерийские" атаки, и пример экипажа № 5 - тому подтверждение.

В это время, как "стандарты" в большинстве своем барахтались в последнем броде, "дед" в
одиночку боролся с грязью в самом начале трассы. Встал в поле экипаж № 8 - обнаружилась какая-то техническая неполадка. Можно было видеть как пилоты "колдуют" под капотом. Не обошелся без помощи тягача и экипаж "Автодора" ПГТУ; № 6 остался стоять в поле со свернутой передней подвеской.

Главный на "Ухабе" -это все же зритель, и потому организаторы - администрация Пермского края, администрация Пермского района, Федерация автомобильного спорта Прикамья, Пермский Краевой совет РОСТО (ДОСААФ) и Пермский внедорожный клуб - постарались, чтобы на соревнованиях присутствовала атмосфера праздника. Для зрителей были организованы пункты питания.

Больше внимания уделялось и вопросам безопасности. Десятки сотрудников милиции дежурили вдоль трассы, пытаясь удержать неистовых (иного слова и не подберешь!) болельщиков. Куда там! Целыми толпами гоняли они по всему полю буквально вслед за джипами, стараясь ничего не упустить.

Большинство были с фото- и видеокамерами - нужно же запечатлеть! А какие реплики выдавали - в то время, когда какой-нибудь малоудачливый экипаж пытался выбраться из очередной "засады"! Причем сочувствия в народном "фольклоре" было маловато: назвался "джиппером" - докажи!

Учитывая опыт прошлых "Ухабов", организаторы запретили регламентом помощь экипажам со стороны зрителей. Вот и пришлось сочувствующим лишь наблюдать как барахтаются в грязи застрявшие машины. Спасением "утопающих" занимался БТР, который после очередного заезда объезжал броды и вытягивал неудачников. Правда, один раз помощь понадобилась и ему - уж очень хороша оказалась весенняя грязь!

На трассе главный - штурман (его роль в экипаже выполняет второй пилот). От него зависит очень многое, если не все 100% успеха. Как проехать брод, под каким углом, с какой скоростью - определяет более опытный водитель. А если надо, второй пилот выходит из машины и добавляет свою силушку ко всем имеющимся "лошадкам".

Как уже говорилось, из Ижевска прибыла довольно большая делегация - джипперы приехали испытать свои автомобили на новом "полигоне". Не все прошли испытание пермскими ухабами.
Рассказывает Виталий Жолобов, пилот экипажа № 58 (2-й пилот - Станислав Капитонов):

- В первом заезде - мы во второй группе были - со старта хорошо пошли и на пятом повороте произошел механический удар и машина встала. Думали - передний мост сорвало, но как сейчас выяснилось, вырвало переднюю левую крестовину. Долго готовились - обидно...

Спортивные внедорожники - настоящие рыцари внедорожья - мощные, в "боевой" раскраске, с развевающимися знаменами спонсоров. Нынешний "Ухаб" показал, что любительство - это не всегда хорошо. Все-таки, бездорожье требует не только водительского мастерства, но и хорошей подготовки автомобиля. Причем даже комплектация дорогим оборудованием (типа лебедки) не всегда бывает достаточной. Потому, наверное, "джиперы" со стажем переделывают свои автомобили до неузнаваемости почти, стремясь приблизиться к некой идеальной формуле. Иногда это удается - как в случае с внедорожником Андрея Аликина, которой с легкой руки конструктора -неоднократного чемпиона "Ухаба Дмитрия Поспелова - за необычный внешний вид прилепилась кличка "Зеленая козявка".

Рассказывает Дмитрий Поспелов:

- Когда-то это был "Ландровер Дискавери". Автомобиль участвовал во внедорожных соревнованиях "Лада-трофи". Он уже был немного переделан - на стандартную подвеску были установлены мосты от "Вольво-Лапландер". В таком виде он и обрел своего нового владельца. Когда Аликин опробовал автомобиль в Перми, он понял - машина слишком тяжелая и вообще нуждается в доработке. Началась долгая кропотливая работа... Перво-наперво была укорочена база - попросту отрезана задняя часть кузова. Но настоящему "рестайлингу" автомобиль подвергся, когда за дело взялся Дмитрий, человек, авторитетный среди джипперов, чей опыт позволял ему вносить полезные изменения.

Надо сказать, что Дмитрий с детства мечтал конструировать машины своими руками. Что ж, в случае с "Зеленой козявкой" мечта обрела конкретные очертания. Машина получилась на славу. Как шутит хозяин, от "Лэндровера"... "остался один руль".

- Первым этапом было кардинальное изменение подвески, - продолжает Дмитрий. - Для достижения огромных "ходов" подвески впереди была применена двухрычажная схема, а задняя - выполнена на А-образных рычагах. Именно такое исполнение обеспечивает наибольшие значения так называемой "артикуляции". Что это такое, можно представить на следующем примере: камень высотой с колесо, джип преодолевает без отрыва остальных колес. Или, допустим, ров будет глубиной 1 метра и шириной, скажем, полтора метра - эта машина пройдет его под каким угодно углом - без вывешивания других колес.

Из других интересных деталей: водяной радиатор вынесен за "спину" автомобиля - для большей надежности. В Уральском регионе такой автомобиль - один единственный.

- Велосипед изобретать не пришлось, - заканчивает свой рассказ конструктор "Козявки". - Все эти схемы давным-давно разработаны, нам осталось только воплотить...

Итак, "Весенний Ухаб-2006" наглядно продемонстрировал - серьезные испытания по плечу только профессионалам. Имеются в виду, конечно же, не профессиональные занятия внедорожным спортом, а хорошая подготовка - как пилота, так и автомобиля. Убедительная победа экипажа Андрея Аликина на самодельном вездеходе - тому подтверждение.

Дмитрий ПОДОЛЬСКИЙ. Журнал "Иномарка-Пермь" №4, 2006 г.

Результаты и фото ››

 
на главную
  вверх