Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ




ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В начале марта пермские экипажи совершили восхождение на плато Маньпупунёр. В экспедиции принимали участие члены Пермского внедорожного клуба Виталий Белобров, Андрей Васильев, Радик Саиетов, Андрей Ширинкин, Андрей Мавренков. Об этом приключении рассказывает Виталий Белобров.

О местонахождении

фото

- У плато Маньпупунёр есть еще мансийское название, но оно труднопроизносимое: Ичетбэлбаньиз. Плато, примыкающее к Большому Уральскому хребту, находится на границе Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, уже за пределами Пермского края.

Об особенностях

- Чем оно примечательно? Например, тем, что там встречаются огромные - высотой примерно с пяти-семиэтажный дом - столбы. Мы не геологи, но, похоже, состоят они из какой-то особо плотной вулканической породы; миллионы лет назад, когда ее выбросило на поверхность, верхняя часть была вровень с землей; суровый климат и ветры разрушали поверхностный слой, уровень почвы постепенно понижался, а эти столбы остались - получились аномальные выросты (люди называют их "пупами земли"). Подобное мало где увидишь. Похожие столбы есть не только на Маньпупунёре, но не такого размера. Это место считают священным многие поколения ханты и манси.

Из истории покорения плато: год 2004-й

- Нам было известно, что люди из екатеринбургского внедорожного клуба ездили туда на снегоходах в 2002 году: в Интернете есть маршрут, которым они шли. В 2004-м мы предприняли две попытки покорить плато: доехали на машинах до села Черепанова, разгрузились и пробовали дальше идти на снегоходах. На картах пунктиром обозначена очень старая дорога - ее называют Екатерининской, - по которой на лошадях лет сто назад возили руду. Мы этому пунктиру поверили, но на самом деле там дороги нет вообще. Все шесть дней работали пилами: проезжаешь 20 метров, пилишь сухое дерево, перегородившее путь, опять проезжаешь, опять пилишь... За эти шесть дней прошли около 29 километров. Не дойдя до цели 6 километров, вернулись обратно.

Недели через две решили еще раз пойти на штурм. По расчищенной дороге промчались быстро и выехали на речку Унья. Планировали дойти по реке до Уральского хребта. Но снегоход - техника, которая очень зависит от погоды. Это только кажется, что он может ездить по любому снегу. На сей раз не повезло: на реке была страшная наледь. Сам снегоход еще мог передвигаться, но с санями он по наледи ехать не мог: выбрасываемый гусеницей снег налипал на сани и они превращались в якорь. А на санях емкости с топливом. Мы сначала долго мучились, идя по этой реке, потом пошли без саней. Но горючее же надо где-то брать!.. До хребта мы так и не добрались. Вышли в верховья реки, и тут бензина осталось только на обратный путь.

Год 2005-й

фото

- На следующий год мы с Радиком Саиетовым поехали через Свердловскую область. Стартовали из села Бижай. Погода была нормальная. Вышли на хребет и за день по хребту прошли 25 километров. До Маньпупунёра оставалось еще километров семьдесят. Если бы погода не изменилась, мы до него добрались бы. Но на следующий день началось такое!.. Даже лыжи снегохода удавалось разглядеть лишь с трудом. Двигаться в горах в таких условиях очень опасно. Поскольку нас было только двое, решили не рисковать и разворачиваться. Да и время уже поджимало. Ориентируясь с помощью GPS-навигатора, двинулись обратно.

Год 2006-й, другая команда

- Есть такой любитель экстрима - Дмитрий Кочетов. Он в снегоходном деле новичок, но упорства и целеустремленности ему не занимать. Собрал команду из пяти человек, и решили они на трех снегоходах покорить Маньпупунёр. Первый раз пробовали пройти по реке Ауспия. Сломали один снегоход, отвезли его в Пермь, починили. Это на словах все просто и быстро, а на самом деле... До Перми 750 километров, причем полсотни из них - грунтовая дорога, местами завалы. Починив снегоход, поехали еще раз, уже по другому маршруту. От места разгрузки до выхода на хребет им предстояло преодолеть примерно 90 километров, из них 60 километров - более или менее нормальные дороги. Хотя, конечно, на машинах по ним не проехать. Километров двенадцать надо было пройти по старой тропе, по которой когда-то гоняли оленей.

Еще один сложный участок, тоже 12-километровый, - через три горы. Казалось бы, расстояние небольшое, но это горы! И лес. Дороги как таковой нет - только зарубки на деревьях.

И вот эта первая бригада - Дима Кочетов с друзьями, - которая прошла перед нами, четыре дня пробивала эти 12 километров. Снег был высокий, местами в рост человека, и снегоходы отказывались идти в гору. Иной раз приходилось двигаться так: двое идут впереди и пробивают наст, а следом за ними ползет снегоход.

Ребята дошли до горы Отыртэн, это одна из самых высоких вершин хребта - 1234 метра. Они на нее забрались, но продолжать движение не было возможности: видимость плохая. Они развернулись и пошли обратно.

Год 2006-й, снова мы

Вот тут-то мы, две команды, и встретились. Мы шли вперед - покорять Маньпупунёр. а кочетовцы, удрученные, ехали назад. Если бы они не пробили дорогу, мы бы, возможно, вновь не дошли туда, куда стремились. Тот путь, что они "били" четыре дня, мы пролетели за два часа.

Выехали на хребет, оставили там сани с бензином, переночевали в избушке и наутро снова пустились в путь. Прицепили санки и мчимся по хребту с ветерком! Проблемы начались на горе Отыртэн. Подняться поднялись, а как спускаться - непонятно. Видимость ограничена полусотней метров. По карте вроде должен быть пологий спуск, а подъезжаем - кое-где вообще отвесно.

И тут Радик Саиетов предложил: давайте, мол, спустимся на реку, переночуем и подумаем. Мы спустились к Ёлиме. Я не верил, что по реке можно будет пройти, поскольку был уже негативный опыт, поэтому предложил с утра обойти гору.

Я предложил - я и пошел первым. Повернул не туда, откуда спускались, а в другую сторону. С разгону начал влетать в гору. Видимость... Ощущение, будто едешь в молоке. Чувствую, что чем дальше, тем круче. Нельзя, думаю, останавливаться. Газую - и вот мой снегоход лежит вверх гусеницей, а я под ним. Ногами его чуть придержал, но стекло сломалось. Друзья бросились на выручку, мы снегоход на гусеницу поставили и раз и навсегда решили, что по горам при плохой видимости ездить больше не будем.

Вернулись к палаткам, думаем, что дальше делать. Возникло предложение перемещаться не по хребту, а в объезд. Решили двигаться по Ёлиме до
Печоры, потом повернуть на Печору и идти до Маньпупунёра по ней. План созрел, но осуществим ли он?

фото

За первый день преодолели километров семь: то в реку провалимся, то снег не держит. И это при том, что снегоходы пустые. На следующий день еще километра два-три помучились, а потом наст стал держать снегоходы. И всего за два часа мы буквально долетели до слияния Ёлимы и Печоры. На этом месте стоит избушка с баней. Здесь и переночевали.

С утра уже налегке, без саней, двинулись вверх по реке. Сначала все шло хорошо, но потом мы попали в такое место, где снегоходы отказывались ехать: лыжи вверх, а сами проваливаются. Что делать, вылезаем, обтаптываем. Техника проезжает 5-10 метров, а потом опять как свечка встает. Мы решили полностью разгрузить один снегоход. Он шел первым и немного утрамбовывал снег, остальные двигались за ним. И так километров пять. В тот день мы не доехали до Маньпупунёра каких-то 4 километров.

На следующее утро двинулись дальше. Поднялись на хребет, а там уже легко стало. Доехали мы до плато, восхитились столбами. Очень красиво! Налюбовавшись, тронулись в обратный путь.

Восемь дней на снегоходах, три ночи в палатках, остальные - в избушках. Мы все-таки покорили плато Маньпупунёр!

Михаил ШАРДИН. Фото Виталия БЕЛОБРОВА, Андрея ВАСИЛЬЕВА, Радика САИЕТОВА, Андрея ШИРИНКИНА. Журнал "За рулем - Регион" №8, апрель-май 2006 г.

 
на главную
  вверх