ПОКОРИТЬ МАНЬ-ПУПУНЕР
СКУПОЕ ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ.
БЕСКРАЙНИЕ СНЕЖНЫЕ ПРОСТОРЫ, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ВЕТЕР И ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНАЯ
ВЫСОТА. ЭТО МАНЬ-ПУПУНЕР - МЕЧТА И ЦЕЛЬ МНОГИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ.
|
|
МАНЬ-ПУПУНЁР - гора
на Северном Урале в верховьях р. Печоры, расположена на
границе двух областей - республики Коми и Ханты-Мансийского
автономного округа. Высота 840 м. Сложена серицитоквэрцитовыми
сланцами палеозойского возраста. На сглаженной вершине горы
поднимаются останцы в виде столбов, или "болванов"
(отсюда произошло ее название), высотой до 30 м. Склоны
горы покрыты тайгой; на вершине - горная тундра. Останцы
- застывшие остатки вулкана - зимой покрываются снегом и
льдом, представляя собой захватывающее дух зрелище.
|
ПОКА ЕЩЕ МЕЧТА
Все началось в 1997 году, когда Радик, организатор похода, пролетая
на вертолете над горой Мань-Пупунер, загорелся желанием покорить
горную вершину зимой на снегоходе. Три года назад подобралась
компания, тогда и приступили к осуществлению мечты. Однако в 2004-2005
годах попытки взойти на Мань-Пупунер со стороны Пермской области
по реке Унья оказались неудачными. Еще одна попытка - зайти со
стороны крайней северной точки Свердловской области, поселка Вижай,
также не увенчалась успехом.
- Тогда наша компания состояла из 2-х человек: я и Виталий Белобров,
- вспоминает Радик Саиетов. - Стартовав 2 апреля, вышли на хребет,
дошли до горы Гумпкапай, спустились к подножью горы и заночевали.
Утром встали - вообще ничего не видно. Сани оставили внизу, стали
подниматься, сумасшедший ветер вырывал стекла у снегоходов, видимость
была нулевой. Поднявшись на хребет, приняли решение двигаться
обратно, благо, что в спутниковом навигаторе сохранился наш вчерашний
путь. По приборам со скоростью 2-З км/ч мы двигались 5 часов.
Потом погода резко изменилась, вышло солнце. Встала дилемма -
ехать обратно или все-таки вперед? Мы поехали назад. На следующий
день температура поднялась до +14, потекли ручьи, снег махом сошел
с гор, и хребты обнажились. До Мань-Пупунера не дошли порядка
90 км.
СВЕРШИЛОСЬ!
|
|
СНЕГОХОДНЫЙ ПУТЬ
- укатанная снегоходом "дорога". Тяжелее всего
идти первому снегоходу, особенно в лесу: полтора метра снега,
техника проваливается и заваливается, трудно маневрировать.
Продвижение во многом зависит от погодных условий. Главное,
чтобы не было наледи. Путешествовать лучше всего в марте,
когда вся природа оживает, световой день увеличивается и
погода становится не такой морозной, как зимой.
|
2006 год, март. 5 пермяков - Радик Саиетов, Андрей
Васильев, Андрей Мавренков, Андрей Ширинкин, Виталий Белобров
- предпринимают очередную попытку зайти на Мань-Пупунер. На этот
раз повезло.
- Поехали через Вижай. Неоценимую помощь нам оказала группа Димы
Кочетова, таких же ярых снегоходчиков, - они пробили путь до хребта.
За первый день мы прошли порядка 100 км и вышли на хребет. Погодные
условия благоприятствовали восхождению. На высоте 1000 метров,
если нет погоды, просто жуть - ничего не видно и сильный ветер.
Первая ночевка у нас была в избушке перед хребтом, на следующий
день вышли на хребет и дошли до горы Отортен, поднялись на гору,
но двигаться дальше не смогли, потому что погода изменилась и
видимости практически не стало. Двигаться по 45-градусному склону
со снаряжением крайне опасно, мы развернулись и приняли решение
спуститься к истокам реки Ельма и по ней дойти до Печоры, а там
уже подняться до плата Мань-Пупунер.
|
|
ЕВРОПА ОТДЫХАЕТ.
Позади - 600 км пути. Море пережитого драйва. Красивая,
никем не освоенная природа Печеры и Елмы. Огромное количество
незабываемых эмоций и впечатлений. Возможно, это путешествие
станет примером многим другим людям, мечтающим прикоснуться
к знаменитой легенде Урала.
|
На третий день хребет был в облаках, мы двинулись
по Ельме, прошли около 10 км. Это был самый сложный участок -
пред- горье, там берет начало река Ельма, вдоль которой прокладывали
путь. Ночевали в палатке. На четвертый день река стала широкой,
полноводной, движение облегчи- лось, скорость увеличилась, мы
дошли до Печеры. По Печере пробег составил 60 км - это был один
из самых живописных и интересных участков путешествия. Зайцы соревновались
в скорости со снегоходами, лоси и северные куропатки с удовольствием
позировали нашим фотоаппаратам. На следующий день утро порадовало
нас неплохой погодой, и мы наконец-то осуществили свою давнюю
мечту, покорив Мань-Пупунер. Столбы-болваны поразили нас своим
величием и красотой. Наш восторг был просто неописуем.
Ольга ФИШЕР. Фото: Радик САИЕТОВ. Журнал "Фаворт дороги"
№4, апрель 2006 г.
|