МУЖСКИЕ ЗАБАВЫ
Сегодня одним из самых модных мужских развлечений является
внедорожный автоспорт. Нельзя сказать, что трофи - исключительно
мужское занятие, бывает, туда заносит и женщин, но, как правило,
штурманами и, как правило, из-за любви к мужчинам. К мужчинам,
которые в душе навсегда остаются мальчишками. Просто, взрослея,
они начинают приобщаться к иным развлечениям, например, автомобилям.
Трофи - модное и дорогое занятие, автомобили для участия в серьезных
соревнованиях нужно специально подготавливать, плюс техника: спутниковая
навигация, ноутбук. И все же, если вдруг ваш мужчина вдруг заразился
"трофической лихорадкой" (это я сейчас к женщинам обращаюсь),
не ругайте его, пусть лучше катается себе по лесу, а не ищет сомнительных
удовольствий в ночных клубах.
На самом деле off-road - это несколько успешно развивающихся дисциплин
автоспорта, существующих под эгидой РАФ. По всей России есть внедорожные
клубы, которые проводят соревнования в рамках своего региона,
а также на общероссийском уровне. Что касается основной дисциплины
off-road - трофи, вся территория России поделена на зоны: центральная
часть отдана под Чемпионат России, Поволжье - под Кубок России,
а в нашей Уральско-Сибирской зоне проходит Первенство России по
трофи-рейдам. В 2005 году Первенство состояло из 4 этапов, два
из которых - "Okami Challenge", "Вогульские дебри"
- прошли в Екатеринбурге, один - "Железный перебор"
- в Тюмени и последний, заключительный, состоялся у нас в Перми
16-18 сентября в районе речки Гайва. Организовал и провел соревнования
НП "Пермский внедорожный клуб".
Общая протяженность трассы "Телеком-трофи" составила
200 кв. км. На этой площади разместились 40 КП -контрольных пунктов,
которые участникам соревнований нужно было найти при помощи GPS.
Но найти КП - это еще полдела, самое главное - подъехать к нему
и "взять" его. А это уже задача не из легких, так как
КП организаторы расставили в самых труднодоступных местах: в болотах,
на крутых спусках, в реке, на плавучих островах, под мостом.
Для участия в трофи мало иметь простой внедорожник, машину нужно
серьезно подготавливать: ставить большую внедорожную резину, облегчить
кузов, установить лебедки и т.д. Каждая машина - это отдельная
история, и отдельный маленький мир человека и машины. В соответствии
с подготовкой машин выделили зачетные классы: абсолютный зачет
(кроме ATV, ТР 1), личный зачет в классе ТР 1, личный зачет в
классе ТР 2, личный зачет в классе ТР 3, командный зачет в классе
ATV. Специально для любителей бездорожья на неподготовленных автомобилях
был установлен зачет "Рейд": машины передвигались по
лесу парами для взаимостраховки.
Помогли родные стены
Современное трофи проходит в форме GPS-ориентирования и длится
более суток. Двадцать девять часов внедорожники, которых заявилось
около 40, а это экипажи из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Тюмени,
Магнитогорска, и 5 квадроциклистов колесили по лесному пространству,
покоряя КП. Ломались все без исключения, причем самой частой поломкой
были порванные лебедки. Но худшее, что могло случиться с машиной,
- это утонуть в реке или болоте. У пермяков последнее время наметилась
нехорошая тенденция - топить свои машины. "Купальный сезон"
открыл экипаж Телеком на одном из этапов Первенства, следующими
на очереди стали экипаж Вилс в составе Турышева Дмитрия и Мицевича
Павла. В первый же день "Телеком-трофи", при взятии
сложной 31 точки, машина искупалась, да так, что поломки не позволили
продолжить гонку. "Купальную" эстафету принял экипаж
Андрея Аликина. Буквально за час до финиша в поисках 39 точки
Land Rover выскочил на мыс, окруженный рекой, и ввиду неисправности
тормозов, с размаху прыгнул в воду, затаившись на глубине 4 метра.
Ситуация накалилась до предела, ведь Аликин собрал наибольшее
количество КП, а теперь мог потерять не только лидирующую позицию,
но и вообще не дойти до финиша. Но недаром говорят, что в трофи
нет плохих людей: Land Rover достали с помощью лебедок, и экипаж
победно финишировал, завоевав "золото" в ТР 3.
В трофи большое значение имеет опыт гонщика. Бывалые пилоты на
подготовленном автомобиле тратят на взятие КП максимум 20 минут,
в то время как новички возятся часами, совершая ошибки и убивая
машину "в хлам". Самой сложной точкой оказалось КП№
28, ее не взял никто. Машины подъезжали к этому месту, осматривались
и разворачивались обратно. Единственным экипажем, рискнувшим преодолеть
водную преграду и прорваться к точке, оказались екатеринбужцы
Тайсон и Виктор Назукин. Точку-то они взяли, а фотоаппарат при
этом утопили, в итоге - злосчастное КП не зачли и второе место
вместо первого. Лидером в классе ТР 2 стал экипаж пермяков - Будин
Андрей и Поспелов Дмитрий - опытные гонщики, давно уже рвавшиеся
к победе. Четко наметив траекторию движения, взяв 34 КП, они победно
финишировали, практически не ломаясь (единственно, в первый день
вышла из строя передняя лебедка).
"Золото" в классе ТР 3 досталось тюменцам, а второе
и третье место снова завоевали пермяки - экипажи Шураков Алексей
/ Власов Александр и Петухов Вячеслав / Еркаев Алексей.
Невозможно описать кратко, что творилось в гайвинском лесу в течение
этих трех дней трофи-рейда. Трофи - это то, что надо увидеть хотя
бы один раз своими глазами. Каким-то экипажам повезло больше,
каким-то - меньше, некоторых подвела машина, бесконечно ломаясь,
но недовольных все равно не было. Трофи - это настоящий джиперский
праздник: и пусть усталость валила с ног, любой штурман и пилот
скажет, что получил настоящее, не сравнимое ни с чем, пусть не
всегда осознаваемое, счастье. Участвуя в трофи, мужчины открывают
для себя новый неизведанный мир, мир под названием "трофи",
куда хочется вернуться снова и снова.
P.S. Пермский внедорожный клуб подал заявку на проведение этапа
Кубка России в Перми в 2006 году. Ориентировочная дата соревнований
-16-17 сентября.
Ольга ФИШЕР. "Фаворит дороги" №8, октябрь 2005 г.
фотоотчет
|