Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости
соревнования
экспедиции
публикации
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


ATV: EXTREME СВОБОДЫ

Миллионы лет назад человечество начало осваивать окружающий его мир. По мере того, как люди осваивали этот мир, свободного пространства становилось все меньше и меньше: вырубались леса, строились города и дороги. Недоступные горизонты сделались ближе, дикие места - более проходимыми. XX век: строятся шоссе и железные дороги, автомагистрали, самолеты и космические корабли. Так покоряя пространство, человек все дальше и дальше отдалялся от природы. Лес сейчас чуть ли не единственное место, где можно по-настоящему отдохнуть душой в нашем урбанизированном мире.

Раньше в лес ходили пешком, появились внедорожники - стали ездить на них, но это слишком большая машина, чтобы передвигаться на ней по лесу. Да и можно ли увидеть всю красоту природы, находясь в машине? Гораздо удобнее совершать лесную прогулку на квадроцикле - машине, предназначенной специально для бездорожья, но легкой и маневренной. "Путешествовать на квадроцикле - совсем не тоже же самое, что видеть мир из-за тонированных стекол джипа. Ты слышишь пение птиц, чувствуешь ветерок на коже, ветка может ударить тебя по лицу. Квадроцикл - техника для людей, умеющих ценить мир вокруг себя".

Немного об ATV

ATV - мотовездеходы или квадроциклы - в России появились относительно недавно. Изобретены были в Америке, самые первые модели, например, traxter у Bombardier, были с механической 5-ступенчатой коробкой передач, гидравлическим приводом и предназначались для фермеров. В Канаде они и сейчас делаются только для фермеров. В остальных машинах этой компании вместо механической коробки передач стоит аналог коробки автомат-вариатор, управлять ею по грязи лучше. Такие машины предназначены не для работы, а для охоты, развлечений, езды по бездорожью.

Сейчас модельный ряд квадроциклов обширен, все ATV можно условно поделить на 3 класса: детские, спортивные и утилитарные. Утилитарники - самый большой класс - используются для перемещения по бездорожью, путешествий в труднодоступные места, охоты. Первые ATV были одноместными, но в 2002 году компания Bombardier выпустила 2-местный квадроцикл, решив тем самым проблему о количестве ATV в гараже. Любители "отрыва" теперь могут путешествовать вдвоем, что согласитесь, удобнее. В Перми ATV еще немного, и покупают их в основном для охоты. Но уже появились люди, которым квадроцикл нужен для отдыха и развлечений, а также для автоспорта - их пока процентов 20.

И все же ATV ждет участь снегоходов: первые снегоходы покупались исключительно для охоты, сейчас же процент "катающихся" и "охотящихся" примерно 50 на 50. У ATV самый длительный сезон эксплуатации: на них можно кататься, начиная с середины апреля до ноября. Мотовездеходы обладают фантастической проходимостью: квадроцикл способен взбираться на подъем круче 45 градусов, ползти по глубокой густой грязи, как маленький трактор (в некоторых странах их так и называют - трактороны) и прыгать, как построенный для ралли-рейдов прототип. Есть 2 среды, в которых мотовездеход ведет себя не лучшим образом - это вода и снег. ATV способен преодолевать глубокие броды, но до определенных уровней. В квадроциклах воздухозаборник вынесен в район сидения, до глубины сидения можно двигаться, можно двигаться, когда полностью колеса в воде, она в двигатель не попадает. На снежной целине главное - не сбрасывать скорость, по снежной корке машина едет, как по асфальту, а по рыхлому снегу проваливается. В принципе, на квадроцикле можно перемещаться по снегу, но управляемость уже не та, и удовольствия от езды меньше. Главное достоинство мотовездеходов - это проходимость.

ATV или джип?

По большому счету, квадроцикл и внедорожник трудно сравнивать, хотя у них и общая функция - техника для езды по бездорожью. Наверное, те, кто ценит комфорт и сухость при езде, скорее всего, выберут машину, а те, кому нужен экстрим, впечатления, выберут ATV. Квадроцикл более маневренный, он может проехать там, где застревают большинство джипов. Квадроцикл проходимее любого внедорожника, но самое главное его преимущество - с него можно слезть и толкать рядом с собой. Видимо, эта особенность и стала основной причиной популярности ATV в автоспорте, в трофи и ралли-рейдах.

Мнение эксперта - Евгения Копыгина, директора ООО "Дилос- экстрим", победителя "Уральского Ухаба - 2005".

"Для участия в трофи проще купить уже готовый квадроцикл - самый дорогой стоит около 14 тыс. долларов, машина же стоит гораздо дороже, это во-первых, а во-вторых, нужно время, чтобы ее "создать", то есть приложить руки, время и деньги. Кому-то интересно построить такую машину, ну а тем, кому нужна уже готовая, лучше купить квадроцикл: все характеристики, все возможности в нем уже заложены. Проходимость у квадроцикла выше, чем у машины - и это было видно на "Ухабе", там где встало большинство джипов, я проехал свободно. На квадроцикле можно ехать и по болоту, и по грязи, и по воде.

Мое увлечение автоспортом выросло из работы. Когда-то компания Bombardier предложила своим дилерам лучшую модель для тест-драйвов по специальной программе, и я взял этот квадроцикл, чтобы попробовать, что это такое. Пока ждал, сильно загорелся, квадроцикл пришел 3 апреля, и хотя было еще рано на нем ездить, так как лежал снег, все равно катался. Для грязи эта машина исключительная, его преимущество - с него можно спрыгнуть и пробежать вместе с ним на ходу, как я это делал на "Ухабе". А научился я этому в болотах, просто катался поздней осенью и попал в заболоченное место. Начал в болоте тонуть, чтобы выбраться, делал так: полный газ, едешь, начинает тонуть - спрыгиваешь и бежишь пару-тройку шагов вместе с ним и подталкиваешь, потом снова едешь. Проходимость у квадроцикла выше, чем у машины, да и давление на грунт меньше, так как вес меньше - и это позволяет иметь квадроциклу преимущества.

У меня есть уже достаточно большая компания хороших знакомых, с которыми мы выезжаем вместе покататься, одному кататься неинтересно и не так весело, и потом, когда едешь компанией, есть взаимостраховка, в лесу может случиться все, что угодно, и взаимостраховка нужна. В Перми квадроциклов еще не так много и покупают их в основном охотники. Первый раз в "Ухабе" я принял участие этой весной, интересно, что после осеннего "Ухаба", на котором квадроциклы выступали первый раз, люди не загорелись, после второго ухаба люди загорелись, и хотя на этой гонке не было конкуренции, участники на ATV испытали большое удовольствие. Совместный старт - это для квадроциклов допустимо и вообще круто. Ребята загорелись, и они вообще парни горячие - мотоциклисты - Вадим Авраменко покупает хорошую внедорожную резину, Кирилл Паньков тоже что-то делает со своим квадроциклом, то есть народ начал готовиться уже к следующему "Ухабу". Мужчинам свойственен дух соперничества, показать, что ты можешь, что машина может - это очень важно.

Люди потянулись за квадроциклами, чтобы кататься, общаться с природой. Я, например, очень люблю ходить за грибами, а сейчас я за ними езжу: то есть совмещаю и то, и другое, может, я меньше стал находить грибов, но сам процесс стал намного увлекательнее. Я могу заехать в такие места, где грибников нет, и от самой езды я получаю удовольствие. Со временем начинаешь испытывать удовольствие не только от езды, но и от того, что может машина. Я дилетант в трофи, но по мере приобретения опыта начинаю понимать, что может машина и что можно в ней доработать, чтобы увеличить глубину брода и т.д. - разные нюансы. Когда возможности машины и твои возможности растут, это очень приятно.

На "Ухабе" я сильно волновался перед стартом, так как не знал трассы, думал, что трасса вообще непроходимая, раз 9 из 11 джипов застряли, но проехал и даже не понял, где они застряли, так как для квадроцикла там застрять было негде. Преимущество ATV - его можно поднять и просто переставить, то есть здоровый, физически крепкий мужчина это может сделать - вес ATV позволяет. А если застряла машина, села на мосты, то ее надо вытаскивать либо краном, либо лебедкой. Лебедка позволяет двигаться в любых условиях, но если машине нужно дерево, за которое зацепляется лебедка, то для квадроцикла достаточно папки, и он выедет.

Езда на ATV дает новые ощущения, а любые новые ощущения - это всегда здорово. Когда я привез ATV, то давал покататься всем, и все были довольны. Это как аттракцион - первое время не можешь накататься. Все мои друзья в восторге от ATV, от самого процесса езды на нем: управлять этой машиной очень приятно. Следующий шаг - преодоление пространства, преодоление себя - доказать себе, что ты можешь. Это то, от чего мужчины испытывают удовольствие.

Езда на ATV - это и коллективизм, путешествовать на квадроцикле можно целой компанией, выбираются специальные труднодоступные маршруты для экспедиций. Для наших природных условий лучше всего подойдут такие машины, как Outlander Max или Traxter. Все модели Outlander обладают максимальной проходимостью и у них соответствующая комплектация (лебедка, защита рук, кенгурятники) и они легче, чем Traxter, зато Traxter обладает более мощным двигателем - для наших ухабов эти 2 модели самое то.

Как видно, у квадроциклов много возможностей и преимуществ, их можно эксплуатировать с разной целью. В автоспорт ATV пришли недавно, но сразу стали очень популярны: количество квадриков на трассе сейчас не уступает количеству джипов. ATV участвуют в трофи, ралли - рейдах и даже триале. За ATV будущее. Почему? Потому что у этой техники почти нет недостатков, попробуйте и убедитесь сами.

Ольга ФИШЕР. Журнал "Фаворит дороги" №6, август 2005 г.

   
 
на главную
  вверх
   

__________________________________________________________________________________________