Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru Пермский внедорожный клуб Off-Road.Perm.Ru
 
новости

экипажи

техника
соревнования
экспедиции
публикации
ссылки
контакты
магазин
распродажа б/у
 
 

ПУБЛИКАЦИИ


БЛОКИРОВКА МЕЖКОЛЕСНОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА НА «НИВЕ»

Первый опыт вождения «Нивы» не был для меня особенно трудным. Драйв происходил в идеальных условиях - на летней грунтовой дороге в сухую погоду, да и продолжался совсем недолго: мы с приятелем ездили на рыбалку на его машине, и я попросился за руль. Правда, меня поначалу смутило количество рычагов под рукой, но от продолжительной лекции по технической части меня спас владелец «Нивы», посоветовавший не забивать себе голову лишней информацией.

Поэтому, когда я встретился с одним из джиперов Пермского клуба любителей бездорожья (http://www.off-road.perm.ru/) Дмитрием Поспеловым, ему пришлось подробно объяснять мне, что такое дифференциал и зачем он нужен. Вопрос возник вовсе не на пустом месте: популярность джипов растет, а элементарная грамотность их владельцев оставляет желать лучшего.

Дмитрий рассказал мне, для чего нужны, например, два дополнительных рычага у популярного отечественного внедорожника «Нива».

Для начала напомню, что «Нива» имеет постоянный полный привод – в отличие от «УАЗа», у которого постоянный привод имеют задние колеса, а передний привод включается дополнительно.

На классической «Ниве» один из двух дополнительных рычагов предназначен для блокировки межосевого дифференциала, а другой - для включения понижающей передачи. Для движения по грязной проселочной дороге, например, сначала необходимо включить блокировку межосевого дифференциала, переведя самый маленький рычаг, расположенный ближе других к водителю, в положение «назад». При этом на панели приборов загорится контрольная лампочка.

Эта операция позволят вам наслаждаться... нет, не комфортом (про комфорт здесь лучше не упоминать), а проходимостью своей машины. Однако подобное счастье может продолжаться лишь до поры, то есть пока дорогу не развезло окончательно.

Если двигатель начинает глохнуть даже на первой передаче - это для вас знак, что пора включить понижающую передачу, предварительно остановившись и переместив средний рычаг в положение «вперед». Таким образом, у вашего авто появятся дополнительно еще четыре передачи, которые позволят вам более или менее уверенно двигаться по раскисшему проселку.

Что характерно, на «Ниве» блокировку дифференциала можно осуществлять без остановки при условии, что нет одновременной пробуксовки обоих колес на одном мосту. Разблокировку дифференциала можно выполнять прямо во время движения, а переход на высшую передачу без остановки требует определенных навыков. Чтобы избежать повышенного износа шестерен в «раздатке», лучше остановиться.

После прохождения сложного участка блокировку необходимо отключить. При движении с заблокированным межосевым дифференциалом на «Ниве» возникают значительные нагрузки в трансмиссии, что повлечет повышенный расход топлива и ускоренный износ шин, а в некоторых случаях может привести к поломке.

Штатная межосевая блокировка позволит владельцу «Нивы» беспроблемно ездить круглый год. Она вполне удовлетворит человека, который большую часть времени ездит в городе и регулярные рейды по окрестностям с преодолением крутых склонов удовольствием не считает. Но есть и другие люди, которым это занятие очень даже по душе, и все свободное время они посвящают гонкам по бездорожью.

Вот таким-то любителям внедорожного экстрима одной межосевой блокировки на «Ниве» уже недостаточно. Им можно посоветовать поменять штатный межколесный дифференциал на другой – повышенного трения. Это позволит увеличить проходимость автомобиля за счет оптимального распределения крутящего момента между колесами. При пробуксовке одного колеса автомобиля с межколесной блокировкой часть усилия неизбежно будет передаваться на другое, коэффициент зацепления которого с землей больше.

Установка модернизированного оборудования приемлема по затратам, и человек, привыкший держать в руках инструмент, вполне способен произвести ее сам, но для большей уверенности лучше обратиться к специалистам.

Тем, кто решится на переделку, необходимо помнить, что приемы управления автомобилем в этом случае неизбежно изменятся. При установке дифференциалов повышенного трения в редуктор заднего моста машина получит избыточную поворачиваемость и большую склонность к заносу, чем при стандартной комплектации.

Чтобы узнать, как установка внештатного дифференциала повлияла на проходимость и манеру вождения автомобиля, я попросил поделиться опытом нескольких «нивоводов» из Пермского клуба любителей бездорожья.

Дмитрий Поспелов говорит, что менять дифференциалы лучше сразу на обоих мостах: и на переднем, и на заднем.

- У автомобиля появляются дополнительные возможности, например, при прохождении поворота в управляемом заносе... Машина более уверенно идет по снегу и грязи. Если движение сопровождается сильным боковым креном, то у автомобиля с межколесной блокировкой крутящий момент будет передаваться на все четыре колеса, а не только на те, которые меньше загружены – вследствие смещения центра тяжести...

Андрей Селиванов, считает, что на стиль вождения специальное оборудование особенно не влияет: первоначальное неудобство быстро уступает место привычке. Блокировка не создает владельцу «Нивы» особых помех и в городе (при определенных навыках – А.К.).

По мнению Олега Кашина, замену дифференциала не обязательно производить сразу и спереди, и сзади. Бывает достаточно использовать блокировку и на одной - задней – оси. Но на спортивной машине лучшим вариантом станет все же использование двух специальных дифференциалов.

- Тут есть свои как плюсы, так и минусы. На льду, например, машина с блокировкой только в заднем редукторе легче разворачивается. Не секрет, что у «Нивы» есть проблемы с недостаточной поворачиваемостью. Модернизированный автомобиль легче пустить в боковой занос и выйти из него: машина лучше слушается руля.

У меня на машине на задней оси стояла жесткая блокировка, а на передней – немного помягче. Но я пришел к выводу, что лучше устанавливать жесткие блокировки на обе оси.

Еще один положительный момент. При движении по грязи, как это часто бывает на соревнованиях, вращаются все четыре колеса, обеспечивая тем самым устойчивое движение вперед. Здесь надо быть внимательным: чуть больше газа, и машину развернет. Но положительных сторон в межколесной блокиовке, конечно, больше...

Подготовка автомобиля к соревнованиям требует специальных доработок. Дальнейшие публикации в рубрике «Клуб любителей внедорожья» расскажут о них.

Андрей КУРНЫШЕВ. Еженедельник "АЗС. Пермь", 08.04.2004 г.

 
на главную
  вверх

© Создание и поддержка сайта - ЗАО "ТелекомПлюс"

 
 

__________________________________________________________________________________________